30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Коллаж, фотомонтаж и вдохновение
расти чб
vikont_mart пишет в 30_day_photo
Несколько месяцев подряд мы собирались поговорить про коллажи, которые с одной стороны у нас в сообществе 30_day_photo  вроде бы и запрещены, а с другой стороны очень даже приветствуются. Как же такое может быть? Да очень всё просто: коллаж очень многогранен. Для того чтобы понять, какой именно коллаж мы не любим видеть в нашем сообществе, давайте разбираться с самого начала.


Марина Кравченко. НЕО леди


Что такое коллаж?

Коллаж (от фр. collage - приклеивание, наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве. Первоначально термин «коллаж» применяли к живописным или графическим произведениям, созданным путём наклеивания на какую-либо основу разнообразных предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Но со временем понятие «коллаж» стало употребляться в других жанрах искусства в более широком значении - как смесь разнородных элементов, объединённых общей идеей.

Коллажи делятся на две большие группы: объёмные и плоские. Объёмные коллажи создают, используя самые разные предметы и материалы, комбинируя их друг с другом. Плоские, в том числе и фотоколлажи, составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, располагая элементы на одной поверхности.

Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать её, средствами цвета, фактуры используемых материалов.


Марина Кравченко

Разновидности коллажа

Аппликация
(application - накладывание, прикладывание) – это наклеивание специально подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, кожи, ткани, растительных и других материалов на основу.
Ассамбляж (assemblage - соединение, объединение, скрепление) - техника создания композиций из элементов составляющих ассоциативный ряд, по одному или нескольким признакам.
Бриколлаж (bricollage - изготовление самоделок, работа на дому) - техника изготовления произведений искусства, элементов оформления и отделки, из любых материалов естественного или искусственного происхождения, несочетающихся в обычном представлении.
Декупаж (decoupage - разрезание, разделывание, вырезывание) – это искусство украшения объектов приклеиванием разных по цвету, фактуре и размерам кусочков бумаги в сочетании со специальными эффектами краски, лака, других покрытий. Обычно поверхность объекта полностью скрывается отделкой и имеет вид инкрустации.
Монтаж (montage - подбор, соединение, сборка) - композиция из серии элементов, состоящих в единой последовательности, определяющая главный смысл одного из элементов или всей композиции в целом.

Первые коллажи

Первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко II веку до н.э. Кстати, считается, что именно в тот период времени в Китае была изобретена бумага. Позже, начиная с X века, японские каллиграфы стали использовать в своей работе специально обработанную и склеенную из небольших кусочков бумагу.

В Европе история коллажа начинается в XIII веке, а в XV-XVI веках коллаж проявляется в оформлении готических соборов в виде различных элементов драгоценных металлов. Тогда же драгоценные камни и металлы стали использоваться для украшения святых изображений и их обрамлений.


Коллаж как декоративный приём отделки икон

Однако, несмотря на широкое использование в разные периоды времени художественных методов, похожих на коллаж, многие критики утверждают, что искусство коллажа появилось лишь после 1900 года благодаря первой фазе модернизма.

Многие считают, что само слово «коллаж» было придумано в 1910-1912 годах Жоржом Браком и Пабло Пикассо. Именно тогда в начале XX века техника коллажа стала применяться для создания авангардных произведений. Например, Брак наклеивал раскрашенные листы бумаги, газеты, обои и т. п. на холст и создавал тем самым некую композицию. Позже он же добавил пачки от сигарет, спичечные коробки, игральные карты. Жорж Брак разрезал на куски бумагу с имитацией текстуры дуба и пшеницы и клеил на рисунки, сделанные углём. Он также использовал деревянные части, соединяя и комбинируя их различными способами с изображениями. Практически в то же время Пабло Пикассо стал использовать коллаж в создании своих картин.


Пабло Пикассо

Первые фотоколлажи


Одним из первых и очень талантливых создателей «новой» действительности в жанре фотографического тематического монтажа стал швед Оскар Густав Рейландер (1813-1875).

Его картина «Два пути жизни» («Два образа жизни»), показанная на Выставке Сокровищ Искусства в Манчестере в 1857 году - это пример сложнейшего фотомонтажа. Оригинал размером примерно 41x79 сантиметров напечатан с тридцати негативов, использовано 20 моделей, потрачено шесть недель работы. Картина известна в двух вариантах, отличающихся расположением фигур. В центре композиции находятся двое юношей, выбирающих путь жизни. С одной стороны изображены фигуры, олицетворяющие добродетели: труд, мысль, скромность, пытливость, заботу; с другой - пороки, соблазны, стяжательство (пьянство, безделье, азартные игры, проституция).


Оскар Густв Рейландер. Два образа жизни. 1857.

Кстати, Оскар Густав Рейландер ещё до изобретения экспонометра, нашел способ определения освещённости в студии. Для этого он использовал свою кошку: если кошачьи зрачки становились похожими на узкие щели, Рейландер ставил короткую выдержку, а если расширялись больше обычного, то фотограф делал выдержку длиннее.

Примерно в те же годы (1858 г.) фотомонтаж сделал Henry Peach Robinson. Его фотография называлась «Fading Away» («Постепенно тающая») и была создана путём комбинации и наложения пяти негативов. На фотографии изображена умирающая от туберкулеза девочка.


Henry Peach Robinson. Fading Away.1858

В России коллаж появился в двадцатые годы прошлого века. Он проявился в творчестве художников-конструктивистов Александра Родченко, Эля Лисицкого и других. Они считали фотоколлаж понятным для советского революционного искусства. С помощью фотоколлажа создавались листовки, агитационные плакаты, фотофрески, иллюстрации.


А.Родченко. Иллюстрация к поэме Маяковского "Про это", 1924

В период Великой Отечественной войны широко использовалась техника фотоколлажа при создании фотоплакатов. Например, такую технику фотомонтажа использовали известные советские художники  В.Корецкий и А.Житомирский. Эти художники делали листовки, которые печатались огромными тиражами. Даже по прошествии многих лет эти работы можно назвать примером безукоризненного фотомонтажа.


В.Корецкий. Фотоплакат "Наши силы неисчислимы". 1941

После появления цветной фотопленки стал развиваться и цветной фотоколлаж. Особый расцвет этого вида искусства пришелся на восьмидесятые годы двадцатого столетия. В то время фотоколлаж был крайне сложным процессом, ведь для его создания была необходима очень дорогостоящая техника и много времени для соединения всех частей в единое целое.

Надо понимать, что ранние произведения этого искусства создавались годами и были необычайно трудны в исполнении. Однако, технологии постоянно совершенствовались и в наше время, благодаря появлению цифровой фотографии и большому количеству компьютерных фоторедакторов, процесс изготовления коллажей стал намного проще.

В настоящее время фотоколлаж широко используется фотохудожниками и дизайнерами. Также широко применяется компьютерный фотомонтаж в создании модной одежды и для изготовления печатной продукции.

Журнальный фотоколлаж

В XX веке искусство коллажа особенно ярко проникает в рекламу, театральные и кино- афиши. Позднее, комбинированная съемка в силу ёмкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями, и в книжном дизайне. Современный журнальный фотоколлаж существует в двух видах: декоративный и псевдо-реалистичный.

Первый — это сложная мозаика фотоэлементов иногда вперемешку с графикой, основная задача которого – это смысловая и символическая информация. В таком коллаже важно создать яркую картинку при помощи любых средств, чаще всего без согласования с реальностью таких качеств, как освещение, пропорции, перспектива, масштабы и тому подобные.


Eduardo Recife

Второй вид — псевдо-реалистичный фотоколлаж, - это воздействие на фотографию, способом склеивания нескольких фотоэлементов. Тут задача, как раз наоборот — создать картинку, отличающуюся от реальности лишь тем, что на момент создания снимка этого сюжета или просто его деталей не существовало, но вполне могли бы быть — например, в будущем или же прошлом.


Patrick Winfield. Tree on the hill. 2012

Вообще фотоколлаж может нести в себе несколько или один из смыслов: философский, сюрреалистический, метафорический, пропагандистский, политический, комический или какой-либо ещё. Но в то же время коллаж может быть без какого-то глубокого смысла, но картинка всё равно будет яркой и интересной по настроению. К тому же техника фотоколлажа бывает не только в виде комбинации из соединений нескольких сюжетов в одном.

Мозаичный коллаж

Существуют техники мозаики или пазла (создание единой картинки с помощью множества мелких карточек, схожих по мотивам или текстуре внутри фотографии). Мозаика может быть составлена как единая картина чего-либо, а может в итоге образовать что-то совершенно новое. Так, в собранной из множества разнотональных фотографий картинке можно увидеть лицо человека или какой-либо иной сюжет.


Paulo Borchert.Agency: R/GA.Brasil Series

Фотосериал или фотокомикс


Еще один художественный прием — это коллаж фотосериал. Фотосериал или фотокомикс – это последовательный рассказ, в котором одни и те же действующие лица совершают действия, впоследствии размещённые в одной картинной плоскости. Наиболее простой и распространённый вид фотосериала – это фоторецепты, т.е. последовательный рассказ о приготовлении того или иного блюда. Кстати, достаточно часто встречаются иллюстрированные инструкции об эксплуатации различных гаджетов, выполненные в технике фотосериала.


Пример коллажа, выполненного в технике фотосериала

Кстати, именно такой вид коллажа (фотосериал или фотокомикс) в нашем сообществе запрещён, кроме дней, в которые в теме дня указано "коллаж".

На этом вводная литературная часть завершена. А теперь предлагаю просто посмотреть на несколько, на мой взгляд, очень интересных примеров фотоколлажа.

Примеры фотоколлажа


Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory.


Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory.


Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory


Андрей Чежин «Твое-мое». Зеркало. 1991


Андрей Чежин. Хармсиада, 1995


Марина Кравченко


Andrew Moore. Books


Andrew Moore. Nostalgia


Andrew Moore. Native Dori­c

Использованы следующие материалы:
Фотоколлаж
Оскар Гюстав Рейландер
Фотохудожники. Начало
Журнальный фотоколлаж
Конструктивизм

Очень рекомендую для прочтения:
Поэтика фотографии В. И. Михалкович, В. Т. Стигнеев, в частности раздел 6. "Монтажный образ"

Продолжение следует...


  • 1
Так я не поняла: в любой теме можно использовать художественную обработку? Коллаж, например, стили?

Надежда, обработка у нас не запрещена

Про обработку: есть только запрет на переобработку, т.е. когда от изображения ничего не осталось)

Из коллажей запрещены только сериальные/комиксные коллажи. Но и то, кроме дней, когда дополнительно указано "коллаж". В такие дни можно можно любые коллажи.


Занимательно. Но пока не вижу себя в реализации этой темы... "Бьет" по глазам. Особенно Andrew Moore.

познавательно! спасибо, Алексей :)

Очень вдохновляющий и познавательный материал! Спасибо! :-)

Спасибо) Думаю, будет ещё продолжение
уж очень большая тема

Спасибо)
Интересно, ждем продолжения)))

обязательно будет продолжение, но думаю, в начале следующего забега)
нас ждёт экскурс в мир дадаизма)))))

Спасибо за интереснейший материал.
Сейчас все понятно что можно делать, а что нельзя.

Спасибо)
давно собирались, наконец, сделали это)

спасибо за интересный материал и иллюстрации к нему.
Andrew Moore, на мой взгляд, особенно замечательный

очень заинтересовал факт использования Рейландером кошки в качестве экспонометра.
нельзя ли уточнить источник? яндекс ничего вразумительного не дал.(((

хороший вопрос, кстати)

простое упоминание этоё байки замечено в каких-то русских постах
но было что-то и на англ. языке.
постараюсь найти, где впервые читал это

Patrick Winfield. Tree on the hill. 2012 - что-то невероятное. спасибо!

Очень и очень интересно) Но я б еще не отказалась от уроков по самым простым коллажам) А то вот ищу на ютубе...буду признательна за помощь))))

спасибо за доброе слово)

уроков у нас полно, в том числе и по коллажированию.
она все доступны по тегу http://30-day-photo.livejournal.com/tag/урок

а если вы про сегодняшнюю тему (один мой день), то сегодня можно и простое коллажирование в формате комикса

Очень интересно! Особенно понравились Эндрю Мур и Полушкин.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account