30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Цитата дня | Русский пикториализм (часть 1)
рамка
tey51 пишет в 30_day_photo


"Фотография – искусство, а не простое щёлканье аппаратом, необходимо поэтому смотреть на аппарат как на орудие, подобное карандашу в руках художника"
С.А. Годовиков

"На гигантских русских пространствах, бывших привилегией и наказанием населявшего их народа, на протяжении многих веков существовало тяготение к метаязыку, который сможет объединить и выразить, языку соединяющему, языку заполняющему."
Евгений Березнер Ирина Чмырева


Русский пикториализм. Что мы знаем об этом течении в истории русской фотографии:?
Давайте обратимся к нескольким интересным источникам, которые помогут нам разобраться в этом вопросе.


Летом. 1898
Фотография Алексея Мазурина

"Пикториализм пришел в русскую фотографию из Европы, через английские, французские и немецкие журналы, с поездками русских фотографов по заграницам и с участием произведений из России в выставках и конкурсах за рубежом. Первоначально слова “пикториальная фотография” в России, как и во всем мире, стали новым, знаковым термином для уже существующих форм художественной фотографии. Эти формы развивались, как и в других странах, благодаря фотографам-любителям, независимо от их профессиональных занятий – фотографии ли, или инженерии и медицины, – стремившимся к “изящным художествам”. Первыми отечественными пикториалистами русская пресса считала фотографов-художников Евгения Вишнякова, Яна Булгака, соединявших каноны академической и реалистической живописных школ с возможностями “создания картин не посредством личного чувственного, но объективного оптического начала”. Как pictorial из английских фотографических изданий 1880-х постепенно эволюционировал к пикториализму Альфреда Стиглица, русский пикториализм от пейзажей, в достоинствах уподобляемых живописи, а в неудачах обвиняемый в механистическом копировании, пришел к роли доминирующего течения, охватывающего все жанры фотографии и обозначившего целую эпоху истории искусства фотографии в России.

Хотя пикториализм и не стал всеобъемлющим стилем, его влияние выплескивалось за рамки фотографического континуума. Развиваясь в эпоху модерна, пикториализм, подобно музыке и искусству декора, неуловимо проникал в другие области искусства и самое жизнь: очерчивал облик героев – в стиле пикториального портрета – в литературном романе; определял осанку светской дамы в каждой горожанке после посещения ателье фотохудожника; вводил фотографический “вид” (пейзаж) обязательным элементом в интерьеры прогрессивной публики.

Пикториалисты создавали необычайный по глубине психологический образ человека. Они же первыми создали полное поэтической визуальности воплощение “городской культуры”, ее ценностей, ее форм конца XIX – начала ХХ века. Выйдя из фотографической студии как фотографы-путешественники, вернулись в выставочные залы “поэтами пейзажа”. Отрицая в композиции “догму академического”, вводили дальневосточные и французские решения в построение кадра. Они были младшими современниками импрессионистов и раньше многих русских живописцев погрузились в пространства света в изображении. Их интересовали проблемы создания уникального, единственного произведения – завершения творческого акта художника-демиурга: их произведения сохранились в единственных отпечатках не только из-за уничтожения следов культуры “серебряного века” в советский период, но и потому, что пикториалисты после себя оставляли “прибранную мастерскую и фотографию на выставке”.

Первым пикториалистом, приобретшим широкую известность за пределами Российской империи, был Алексей Мазурин. Его избрали почетным членом Французского фотографического общества (1899); его произведения перечислялись в одном ряду с работами Генриха Кюна (Германия), Константа Пюйо (Франция), Дюркопов (Германия), Роберта Демаши (Франция) в изданиях по художественной фотографии 1890-х годов.

Следующим крупным событием стало признание Сергея Лобовикова, чей успех в Германии был сравним с вниманием, оказываемым творчеству братьев Гофмайстеров. В 1920-е годы участие русских пикториалистов в международных конкурсных выставках принесло по несколько золотых наград Александру Гринбергу, Юрию Еремину, Николаю Андрееву, Василию Улитину. А в 1924 году произведение Николая Свищова-Паолы завоевало Золотую медаль Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже. Именно пикториалисты представляли “фотографическое искусство революционной России” в странах Европы, Америки и Азии. В этот период произведения русских пикториалистов отмечались не только на специальных выставках пикториальной фотографии, но и на международных конкурсах, где были собраны работы самых разных направлений. В творчестве русских пикториалистов критики акцентировали внимание на “совершенстве исполнения и глубине образов”. Обзоры ситуации в фотографии Советской России, публиковавшиеся в европейской фотографической прессе вплоть до 1928 года, называют пикториалистов Гринберга, Еремина, Улитина и других среди ведущих авторов. До начала 1930-х и в советской прессе представительство пикториалистов “от имени Советской России” на зарубежных выставках встречалось благосклонно, и только с ужесточением идеологической концепции советского искусства в газетах и журналах, в том числе в журналах “Советское ФОТО” и “Пролетарское ФОТО”, пикториализм стал называться “буржуазным”, “измельчавшим”, “вредным для нового пролетарского искусства”.

Евгений Березнер Ирина Чмырева
Опубликовано в журнале: Вестник Европы 2002, 5


Алексей Мазурин.


Москва зимой

"Когда на рубеже веков возникло новое направление пикториальной (от англ. picture — картина), живописной фотографии, Мазурин оказался в числе пионеров этого течения. Мазуринские снимки обретали все большую композиционную свободу (документально точная фиксация мельчайших деталей не соответствовала более представлениям о художественности изображения). С помощью воздушной перспективы, используя отражения в воде, фотограф преодолевал привычные схемы и добивался подлинной живописности. Не случайно его пейзажи столь безжалостно копировались художниками. Мазурин экспериментирует в самых различных жанрах. Глубоко личное переживание превращает его архитектурные фотографии из простой фиксации исторических памятников в поэтическое повествование о городе и человеке. Мазуринские пейзажные зарисовки города и деревни неизменно поэтичны, хотя и не претендуют на эффектность.

«Вероятно, у моих коллег, многие из которых довольно старательно работают, недостает фантазии. Они подыскивают красивый пейзаж, но не оглядываются и проходят мимо маленького скромного уголка, который как раз и составляет фотографию», — признавался Мазурин корреспонденту журнала «Photographishe Rundschau». Это высказывание вполне можно расценить как творческое кредо фотохудожника.

Мазурин разрабатывает различные композиционные варианты. Он не боится применять низкую точку съемки, показывая людей и объекты силуэтом на фоне неба — точно так, как это сделал Клод Моне в «Даме с зонтиком». Для фотографии конца XIX столетия подобная точка съемки была не только необычна, но даже считалась недопустимой: ракурсные съемки признают и теоретически обоснуют гораздо позднее, лишь в конструктивистской фотографии XX века.


Автопортрет с сыном. 1893

Фотограф-пикториалист Мазурин активно экспериментирует с технологиями печати, ищет способ создать обобщенный рисунок, благодаря которому отпечаток даже по виду уподоблялся живописному произведению. Техниками позитивной печати — гуммиарабиком и платинотипией — Мазурин владел в совершенстве. Одним из первых в России именно он начал применять технику гуммиарабиковой печати на шероховатой бумаге, позволявшей менять соотношения света и тени, убирать ненужные детали и даже изменять сам рисунок изображения на отпечатке.

Этот способ являлся для него не просто техническим приемом, который сложно было повторить другим. Выразительность фотографий, напечатанных по этой технологии, позволила Мазурину делать их необычайно запоминающимися. Вдобавок, в силу специфики техники гуммиарабика, каждый отпечаток становился единственным и неповторимым, своей уникальностью приближая фотографию к картине.

Особенно тонкими по настроению получались зимние пейзажи. Фотографии Мазурина становились олицетворением русской зимы и России. Передавать ощущение зимы помогала грубая поверхность фотобумаги, подчеркивавшая фактуру снега. «Главный мотив выдержан прекрасно, и если мы не находим в нем того яркого снега, который обыкновенно ищут фотографы, то это объясняется самой сущностью снимка», — писал критик о фотографии «В сугробах». Когда же снимок «Зимой» критика сочла более похожим на рисунок художника, нежели на фотографию, для фотографа-пикториалиста это означало самую высшую похвалу."

Читать полностью | источник


Идилия. 1890-е


Летом. 1898


Тройка. 1900-е


Зима в России. 1901


Дети. Начало 1900-х.


Зимняя прогулка. Начало 1890-х.


Зимний пейзаж с детьми. Начало 1900-х.



За водой. 1890-е


За водой. 1900-е


Окрестности Москвы. Начало 1900-х


Зимой на даче. 1902


Зимой. 1890-е


Зимой в лесу. 1893


Ловля. 1890=е


В поле. 1890-е


Русский снежный пейзаж с ветряной мельницей и санями (восемь верст от Москвы). 1896


Пастушок. Конец 1890-х


С.А. Лобовиков


Вт гости к бабушке 1907 – 1908. Собрание М. Голосовского

"Сергей Александрович Лобовиков родился 19 июня 1870 года в селе Белое Глазовского уезда Вятской губернии в семье дьякона местной церкви.
В 1877 году поступил в сельскую школу. В 1880 году поступил в Глазовское духовное училище, но в 1882 году оставил его по болезни.

В 1884 году лишился отца и матери. Не имея средств к существованию, он был отдан опекунами в 1885 году в ученики в фотографическое заведение вятского фотографа П.Г. Тихонова по контракту на 5 лет без всякой оплаты.

Здесь он впервые познакомился с техникой фотографии, одновременно отдавая все свободное время САМООБРАЗОВАНИЮ."
Полностью здесь:
Трудная судьба гениального вятского фотохудожника
Александр Рашковский, краевед, 20 мая 2015 года.



Дети вятской деревни




Вятка. угол улиц Царевской и Набережной оврага Засоры. 1905-1910 гг.


Вятка. Вид на город с юга, с Казанского тракта у села Хлыновского. 1910-е гг.


Вятка. Угол Николаевской и Московской улиц. 1910-е гг.






Домовница. 1910

«Лобовиков не сдавался, работал и учился, много читал – книги по истории, философии, анатомии, психологии, истории и теории искусства. Ездил по российским городам, за границу (1900 – 1903), бывал на фотовыставках, впитывал фотонауку у великих мастеров. К примеру, в Германии понравилась техника фотопечати, умение посадить модель; дать нужное освещение заимствовал у парижских специалистов. Но вынужден был признать наблюдательный вятич, вятчанин: «Из профессиональной фотографии я ничего не вынес – всюду заглаженные лица, иногда до потери настоящих форм. Они меня больше раздражали: это не искусство, это ремесло, лубочность, что ли, как угодно называйте защищённое ретушью лицо». – Лобовиков совершенствовался, искал свой путь в искусстве, свои темы, технику съёмки и печати, средства художественной выразительности.».



«Если фотограф замажет все морщины и тени, даст вместо живого лица чистую бумагу и наведёт на такое «произведение» глянец, то публика в восторге от работы. Да, вкусы

"И вдруг тихую сонную Вятку облетела необыкновенная новость, сродни бухнувшему с неба аэроплану: С. А. Лобовиков получил золотую медаль на Международной фотовыставке в Дрездене! (1909 г.) Всполошились жители, фотографы-профессионалы и любители: как? за что? почему Лобовиков? Ещё больше удивились они, когда узнали, что, оказывается, Лобовиков уже 10 лет участвовал в российских и зарубежных конкурсах, имеет награды Петроградской, Киевской, Парижской выставок! (1900 г.) А получил он их за то, что выставлял фотоработы, отражающие российскую жизнь, – быт и труд крестьян, русскую природу. Вот это было самым непостижимым! «Я – фотограф мужицкий, – утверждал С.А. – Мой объект – мужик. Быт его меня интересует со всех сторон».




Лобовиков снимал русскую деревню, её жителей безо всяких фотоухищрений, так, как они выглядят в действительности. Изображал бедняков, нищих, стариков и старух, вдов, потерявших кормильцев, крестьян, бьющихся на своих полосках земли; показывал беспросветную их жизнь, мало радости дающую. Фотографировал крестьянских детей, оборванных, голодных, растущих в нищете и забитости; снимал любимую им русскую природу, бескрайние леса, цветущие луга и поля, тенистые пруды и речки. Да вот только не народу принадлежали они, не ему служили своим богатством и раздольем… горечь и боль за долю простого люда ясно чувствовались в его работах и передавались зрителям. Вот за эту преданность родной земле прозвали Лобовикова «певцом русской обнищавшей деревни».

В годы столыпинской реакции особой популярностью пользовались созданные Лобовиковым образы сельской интеллигенции, самоотверженно работавшей в городе и на селе. Таковы, например, его «Учительницы» – самое яркое произведение русской жанровой фотографии тех лет. Снимок изображает сельских учительниц как людей, подвижниц, беззаветно преданных делу просвещения народа (две женщины в снежную метель спешат в школу)."


Вдовья думушка


За корминкой                                                      

"«Только крупный талант Лобовикова, его умение овладеть темой в состоянии были создать такие произведения, как «За корминкой», «Вдовья думушка», «Домовница» и пр. Когда смотришь на лобовиковские «картины», то совершенно не приходит в голову спросить: каким объективом они сняты, на какой пластинке?.. Да, если твоя работа не будет освещена вдохновением, всё равно, какой анастигмат не ввинти в камеру, «Вдовьей думушки» не сделаешь!» (Н. Петров, фотокритик)."

Источник текста и фото:
http://www.peremeny.ru/blog/12177
Другие фото  из источников:
http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/moscow-epoch-of-the-pictorial-photography/
http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/articles/141433-trudnaya-sudba-genialnogo-vyatskogo-fotohudozhnika
http://mu-pankratov.livejournal.com/440539.html
http://tornado-84.livejournal.com/224705.html


Продолжение следует.
Следите за нашими публикациями.


Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook. Мобильные тренировки в Instagram Тренировки в группе "30_day_photo" на портале 500px. Виртуальные выставки "30 Day Photo"

  • 1
Замечательно интересно, Лена! Спасибо.

Очень рада, что интересно.
Самой очень интересно искать материал, читать, разглядывать и изучать)
Столько имен и интересных судеб, о которых большинство и не слышало никогда.
Спасибо, Маша)

Пользователь mrka сослался на вашу запись в своей записи «ТЕНИ» в контексте: [...] ссылку уже дала, а вот ещё две <a href="http://30-day-photo.livejournal.com/8147018.html [...]

Спасибо! Лобовиков почти про фотошоп говорит, когда про профессиональное фото. Глазов сейчас в Удмуртии, а раньше, оказывается, был в Вятской губернии.)

Да, фотошоп в некотором роде сродни ретуши.
Но у него гораздо больше возможностей, если начинаешь изучать, можно сказать, что он позволяет из одного кадра сделать неограниченное количество разных.
Фотошоп еще и позволяет создать иммитацию химической обработки фотографии, не обязательно глянцевость придавать)

Edited at 2016-12-10 17:57 (UTC)

Очень интересно, хотелось бы внимательнее изучить этот период. Спасибо за подборку и ссылки!

Сама там погрязла, в хорошем смысле. Очень интересно.
Будет продолжение. В один пост совершенно невозможно все поместить.

О, тут надо остановиться и поглубже вчитаться-всмотреться, как ты говоришь - "увязнуть")
Спасибо, Лена, безумно интересное дело ты начала с рассказами о фотомастерах прошлого.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account