30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Цитата дня | Александр Слюсарев и Метафизическая фотография
ironrations пишет в 30_day_photo
Метафизическая фотография. Формальным сюжетом большинства таких фотографий являются сцены из повседневной жизни. Местом действия - привычное пространство городского жителя. При этом в метафизической фотографии, в отличие от абстрактной, не происходит отказа от предметности. Объекты не перестают быть самими собой, не становятся только линиями и пятнами на плоскости изображения. Метафизическая фотография не стремится произвести яркое первое впечатление, удивить впервые сталкивающегося с ней зрителя. На первый взгляд, она весьма обыденна.

И все же она способна удивлять и вдохновлять. В первую очередь - за счет "иного" взгляда на привычные предметы. За счет создания параллельной реальности в плоском пространстве отпечатка, не разрушающей настоящую реальность, но взаимодействующей с ней…

Общепризнанным основателем и лидером направления был выдающийся российский фотограф Александр Александрович Слюсарев. Ему же принадлежит термин "метафизическая фотография", используемый наряду с понятиями аналитическая и сюрреалистическая фотография.


Александр Слюсарев. Автопортрет. 1981


Из интервью Александра Слюсарева photographer.ru

…Первый фотографический журнал я купил в марте 1958 года. Это было «Советское фото». И через какое-то время я стал ходить по понедельникам на встречи сотрудников редакции с фотолюбителями. Тогда в отделе художественной фотографии работал Игорь Николаевич Селезнев, отец актрисы Натальи Селезневой, и, посмотрев мои снимки, он сказал: «О, ты свет видишь!». Это меня крайне удивило: «А что остальные не видят свет?». Тогда я про себя понял, что, по крайней мере, другие видят свет как-то по-другому. Я был тогда школьником, мне было лет 14-15. Считаю, что я вовремя занялся фотографией. Раньше нельзя – все бросают. Это мне дало достаточно большой срок для приобретения опыта…

Вообще, фотография среди народа была весьма популярна. Достаточно сказать, что на «Семилетку в действии» [выставка была организована в 1962г и шла ежегодно семь лет] очередь стояла вокруг всего Манежа. Люди шли на нее с удовольствием, не говоря уже о международных экспозициях…

Раз в месяц были «четверги» «Советского фото» в Доме журналистов, где показывали снимки. Один из показов помню до сих пор, снимки сделанные «Киевом» и объективом «Юпитер-8» произвели на меня ошеломляющее впечатление. При этом не только на меня, но все кто там был, отмечали феерическое качество снимков. Хотелось бы это сейчас увидеть.

…Для фотографии огромное значение имеет опыт. Мы же все самоучки, метод проб и ошибок необходим: один раз сделал, потом другой, при этом этот другой раз может быть растянут на десятилетия. Вещи в значительной степени повторяются, но ты не знаешь, когда в следующий раз повторится аналогичная ситуация. Ну, и к тому же это Божий дар – либо тебе это дано, либо не дано. Причем это справедливо как в плане создания произведения, так и в плане его восприятия. Потому что есть люди, которые «не видят» и все тут, сколько им не объясняй.

С годами приходит знание жизни как таковой, ты начинаешь видеть, что происходит вокруг тебя на самом деле и это анализировать. Значительную помощь в этом мне оказала цифровая камера, с ней я как будто заново научился снимать. Ведь сколько бы у тебя не было пленок с собой в кармане, ты всегда ограничен, думаешь – снять или не снять, а это очень вредная вещь…

…Благодаря Резникову я попал в 1961-62 годах туда, где была фотографическая информация, в Разинку, библиотеку иностранной литературы на улице Разина. Там был Картье-Брессон, помню, что мы сидели и пробовали его кадрировать. Там были альбомы по России, по Китаю, были сборники французских мастеров. Если ты хотел, то ты мог все найти… Журнал «Советское фото» выписывал все фотографические журналы, которые были возможны. Они хранились в редакции и, имея хорошие отношения с сотрудниками, можно было их посмотреть.

Еще в начале 1960-х годов мне попал в руки швейцарский журнал «Camera», на мой взгляд, лучшее фотографическое издание, я его регулярно просматривал… С «Camera» мог соревноваться по уровню только «Aperture», созданный MinorWhite. Журнал «Camera» существовал потому, что его издателю нравилось его выпускать, а когда он умер, все и развалилось. Там была феерическая печать, практически факсимильная. Другие журналы в значительной степени были ширпотребом. В магазине «Дружба» продавались книжки разных авторов – Картье-Брессона, Роберта Капы, Кертеша, Брассайя, шикарный альбом Судека… В 70-80-е годы информация уже поступала отовсюду.

…«Советское фото» был бы хороший журнал, если бы печатался чуть лучше. А сейчас его невозможно смотреть, потому что непонятно – хорошая ли это фотография, или отпечаток на газетной бумаге. Так как у меня друзья работали в журнале «Советский Союз», то я его регулярно просматривал, а там был очень сильный состав.


Александр Слюсарев, Москва 91

…Очень многие работали творчески. Это сейчас они исчезли, - деньги надо зарабатывать. А как заработаешь деньги фотографией? Всем известно – свадьбы, школы, детские сады, другого пути нет. Пресса – трудоемкий, но крайне нелепый путь, потому что ты делаешь не то, что ты хочешь, а что хочет невесть кто, и ты должен его удовлетворить. Журналы в этом плане еще страшнее газет, потому что там идет не один снимок, а тема – 5-7 снимков, и они должны всем понравиться – бильдредактору, главному художнику, главному редактору, ответсеку и т.д. И фактически это не твое произведение, а коллективного разума. И по сравнению с теми же свадьбами этот труд гораздо менее оплачиваемый.

…Вот были фотолюбители - Грантс, Спурис, которые снимали, потому что не могли не снимать. Было много снимающих людей на местах. Это существовало, покуда была возможность общаться друг с другом. А с исчезновением Советского Союза, с изменением экономической ситуации, общение прекратилось. Раньше можно было заплатить 15 рублей и в Ригу съездить, 30 рублей туда-обратно. Были фотоклубы, которые раз или два раза в год могли выбить деньги, чтобы съездить на какой-то фотографический слет. Это приводило к общению между авторами, к развитию фотографии. Сейчас общения вовсе нет, надо зарабатывать деньги, снимать детсады, свадьбы, выпускные, как это было испокон века.

…Говоря о творческой фотографии, я наблюдаю, что как за рубежом, так и здесь ею могут заниматься люди, имеющие другую профессию. Тогда это будет творчески. Иначе это будет использование набора приемов, как при съемке свадьбы. Можно, конечно, придумать что-то оригинальное, но это будет один снимок на сто свадеб.

…Влияет все, что видишь. По молодости хорошо знаешь, что нравится, а что нет, сейчас все более размыто, - нравится значительно больше, чем раньше. Дело в том, что происходит привыкание к каким-то вещам. Если раньше это вызывало резкое отрицание, то сейчас думаешь: «Ну, а что – у человека есть своя позиция». Если тебе это изобразительно не нравится, то, может быть, это твоя проблема, а не его.

…В советской фотографии не было гламура, его никто не делал, делать не умел. На западе это было широко развито и тогда смотрелось с удовольствием. Сейчас я на гламур могу смотреть с трудом, даже на классику, там есть шикарнейшие вещи, но это все на самом деле не так уж сложно, а главное раздражает отсутствие мысли, или эта мысль всегда одинакова на всех этих снимках. Это всегда красиво оформленная женщина и все, больше ничего. В глазах действующих персонажей ничего нет.

Из интервью «Частному корреспонденту»

— Мы с вами часто спорим о сути искусства. На ваш взгляд, что такое искусство и какова его главная задача?

— Оформление жизни в лучшую сторону. Разными способами, впрямую и через катарсис. Заодно и через культуру. Это качество!

— А каково взаимоотношение реальности и искусства?

— Можно сказать, никакого, но можно ― наоборот, всеобъемлющее. По моему же определению, это единое целое. Просто, выходя на улицу, часто забываем об этом!... Дело в том, что не стоит путать искусство и творчество. Искусство подразумевает произведение, условно ― предмет, вызывающий чувство у других людей, и он никак не связан с жизнью. А вот не так с творчеством, ибо оно с жизнью связано напрямую, не в воздухе же висит творящий. Коль он и создаёт это произведение, то и связывает всё воедино.


Александр Слюсарев, Девушка в облаках, Москва 89

— Сан Саныч, какое место среди искусств занимает сегодня фотография? Изменилось ли положение фотографии именно за последние годы?

— Вопрос не прост… За редчайшим исключением, публикой она не воспринимается как искусство, скорее как информация об однократном событии. Происходит это ещё и потому, что воспринимается явление, а не произведение. Публика воспринимает искусство как нечто недоступное простому смертному, что ошибочно.

Ссылки

Статья Владислава Аксенова «Метафизическая фотография А.А. Слюсарева: знаки и признаки (к постановке проблемы)»

Сайт с фотографиями Александра Слюсарева

Александр Слюсарев в Википедии

Фотографии из ЖЖ Александра Слюсарева

  • 1
Красиво сказал про гламур)
Спасибо, Ирина, за подборку. А то все некогда, а так посмотрела, почитала и похоже, начало затягивать. Магия какая то у его работ.

  • 1
?

Log in