30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Цитата дня | Сьюзен Сонтаг "Против интерпретации"
ironrations пишет в 30_day_photo
Сьюзен Сонтаг "Против интерпретации". Полный текст можно найти в интернете и, например, на Bookmate.

Сьюзен Сонтаг. Против интерпретации


Интерпретация впервые появляется в культуре поздней Античности, когда сила мифа и вера в миф были разрушены «реалистическим» взглядом на мир, возникшим благодаря научному просвещению. Как только был задан вопрос – неотступно преследующий постмифическое сознание – об уместности религиозных символов, античные тексты в их изначальной форме стали неприемлемыми.

Чтобы примирить древние тексты с «современными» требованиями, на помощь призвали интерпретацию. Так стоики, в соответствии со своими представлениями о том, что боги должны быть моральны, перевели грубые черты Гомерова Зевса и его буйного клана в план аллегории. На самом деле, объяснили они, под связью Зевса с Лето Гомер подразумевал союз между силой и мудростью. Подобным же образом Филон Александрийский истолковал исторические сказания Библии как духовные парадигмы. Исход из Египта, сорокалетние скитания в пустыне, приход на обетованную землю, утверждал Филон, – это аллегория освобождения, страданий и спасения человеческой души…

Сьюзен Сонтаг. Против интерпретации

…я не утверждаю, что произведение искусства – табу, что его нельзя описывать или пересказывать. Можно. Вопрос – как? Какой должна быть критика, чтобы она служила художественному произведению, а не узурпировала его место? Прежде всего, необходимо большее внимание к форме. Если установка на содержание питает высокомерную интерпретацию, то более пространные, подробные описания формы должны ее обуздывать…

Можно предположить, что в современном искусстве многое мотивируется желанием спастись от интерпретации. Чтобы уйти от интерпретации, искусство может стать пародией. Оно может стать абстрактным. Оно может стать «всего лишь» декоративным. И может стать не-искусством… Абстрактная живопись – это попытка изгнать содержание в обычном смысле слова; где нет содержания, там нечего истолковывать. Противоположным путем к тому же результату идет поп-арт: пользуясь содержанием, таким очевидным, таким «как есть», он тоже становится неинтерпретируемым…

Восприятие произведения как такового – это опыт, а не высказывание и не ответ на вопрос...

Сьюзен Сонтаг. Против интерпретации

…различные искусства (за исключением, что важно, музыки) отсылают нас к реальному миру – к нашим знаниям, опыту, ценностям. Они несут информацию, дают оценку. Но отличает их то, что они рождают не понятийное знание (понятия формируют, скорее, дискурсивные или научные дисциплины – философия, социология, психология, история), а нечто вроде воодушевления, привязанности, зачарованного, увлеченного суждения. Иначе говоря, знание, которое мы получаем через искусство, это скорее опыт формы или стиля самого познания, нежели познание чего-то вроде факта или морального суждения напрямую…

Лучшей критикой, – а ее не так много – будет та, где мысли о содержании и мысли о форме сплавлены. Если говорить о кино, драме и живописи, то на память мне приходят, соответственно, статьи: Эрвина Панофского «Стиль и материал в кино», Нортропа Фрая «Конспект драматических жанров», Пьера Франкастеля «Разрушение пластического пространства». Книга Ролана Барта «О Расине» и две его статьи о Роб-Грийе – формальный анализ творчества отдельных авторов. (Лучшие главы в «Мимесисе» Эриха Ауэрбаха, как «Рубец на ноге Одиссея», – примеры того же рода.) В очерке Вальтера Беньямина «Рассказчик: размышления о творчестве Николая Лескова» предметами формального анализа стали одновременно и жанр, и произведения этого писателя…



Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook. Мобильные тренировки в Instagram Тренировки в группе "30_day_photo" на портале 500px. Виртуальные выставки "30 Day Photo"

  • 1
Спасибо, Ирина.
Интересно на поп-арт и абстрактную живопись посмотреть со стороны "не интерпретируемых" жанров.

Абстракцию не надо умом "понимать" :)
Еще интересная идея попалась недавно, мол, все визуальные искусства приходят к абстракции рано или поздно ("Дегуманизация искусства" Ортега-и-Гассет). Фотография вот тоже пришла, причем рано.

Наконец то и я добралась до этого материала.
Ирина, спасибо. вытаскиваете очень интересные цитаты
жаль, что у нас в сообществе не получается подискутировать на предлагаемые темы.
А темы поднимаете весьма актуальные.
Сегодня особенно интересно взглянуть на современное искусство с этой точки зрения, понять, что есть интерпретация, а что элементарное подражание, не несущее высказывания.


Edited at 2017-03-26 10:53 (UTC)

Да, иногда хочется и обсудить..
Совсем современное искусство, скорее всего, всегда несет высказывание (концептуально). По крайней мере то, что попадает в галереи. Другое дело, что понимать его без чтения не всегда возможно. А если пишет сам автор, то это не интерпретация :) Мне любопытно, что искусству учат! (не просто технике, а как высказываться и как пробиваться).

Да, мне кажется, что вот это наносное, когда автор должен как бы разжевать, иначе его не поймут. Мне почему то это чуждо.
Пусть зритель интерпретирует, критик пусть ...
Я очень не люблю объяснение автором своего видения произведения. Мне кажется, что искусство начинается там, где зрителю хочется интерпретировать, а не только лишь любоваться или разгадывать.
Интерпретация, по моему ощущению, это когда ты ощущаешь сильное притяжение плюс в твоем внутреннем мире возникают ассоциации связанные с твоим историческим, жизненным опытом. Зритель может и не уметь объяснить словами, почему? А его чувства и мозг уже интерпретируют.
А вот умных критиков я люблю почитать. Иногда , возможно, что это и просто влияние, но начинаешь лучше разбираться в своем понимании (интерпретации) произведения.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account