?

Log in

No account? Create an account
30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Отставить пиетет | Обсуждение
ironrations пишет в 30_day_photo


Открываем дискуссионный клуб обсуждением одной из самых известных фотографий Салли Манн.
Знакомство с фотографом в предыдущей статье клуба.



Фотограф: Салли Манн (род. 01.05.1951), США

Серия: Immediate Family (1984-1992) - Ближайшие родственники здесь и здесь

Фото: Candy Cigarette (1989) - Конфетная сигарета




Прежде чем читать дальше, попробуйте ответить для себя на несколько вопросов:

- Привлекла ли вас эта фотография в серии? (красивая? вызывает эмоции?)

- Какие у девочки на фотографии эмоции? Возникает ли ассоциация с каким-либо образом в искусстве (архетипом)?

- Есть ли что-то интересное на фото кроме девочки? Может стоит кадрировать?







Тема: Семейный альбом

Архетип: на первый взгляд Лолита, но такое восприятие разрушается при детальном взгляде на серию

Герои: трое детей, все младше 10 лет.

Акцент на девочку-подростка в белом платье, с "сигаретой" (это конфета). Она практически в центре фотографии. Прямой взгляд в камеру, говорящий об уверенности в себе - настоящей или наигранной (дерзость, готовность бросить вызов), "модельное" позирование и прическа, осознание себя достаточно взрослой. Спокойное ожидание, когда фотография будет сделана. Поза динамичная (рука на весу, опора на одну ногу).

Девочка помладше в тёмном платье, спиной, естественная поза, выражающая комфорт, деловитость, ожидание ("копия копии взрослого"). Поза динамичная, выражает готовность к действию.

Мальчик на ходулях в белой футболке, спиной, головы почти не видно, ноги будто висят в воздухе между темными столбами-ходулями. Статичный, симметриях позы, но и неустойчивость (опора под ногами только угадывается).

Создается ощущение, что через секунду эта гармония, это состояние может разрушиться – девочка справа убежит или мальчик спрыгнет с ходулей, прерванная игра продолжится.

Ландшафт: тёмный лес, уходящая в темноту дорога, яркий просвет неба справа. Ощущение позднего вечера. Дорога и лес размыты, детали почти не различимы, неопределённы.

Сюжет: дети на прогулке

Конфликт: в первую очередь зрительского восприятия - зритель не часто видит ребёнка с сигаретой на художественной фотографии (но "сигарета" не то, чем кажется); ребенок в постановочной «модельной» позе в обыденном окружении.

Смысл: тонкая грань между детством и взрослостью, мимолетность и неопределенность этого состояния. Кажется, что девочка вдруг выросла, приглядишься – еще нет... или да?

Фактура: Зерно, царапинки, разводы, виньетка, черно-белое в теплых тонах изображение, неровность размытия фона, довольно сильный контраст, мягкие переходы в средних тонах (кожа, волосы), свет мягкий вечерний. Разумеется, оригинальный отпечаток с пластины стоит увидеть, чтобы судить о фактуре.

Композиция: уравновешенная, даже симметричная (левая и правая части с главной фигурой - практически самоценны). Треугольник образуют белые пятна, они объединяют центральную фигуру, мальчика и небо. Сильные вертикали: слева мальчик с белым верхом, справа девочка с белым куском неба, в центре белая вертикаль в нижних 2/3 кадра – есть ритм. Горизонтали почти отсутствуют. Диагональные изогнутые линии (контур неба, детей, дороги) создают ритм. Девочка справа развёрнута в сторону мальчика и направления дороги, объединяет второстепенные объекты. Тёмный фон преобладает, поглощает дорогу, сильно размыт. Перспектива подчёркнута линиями дороги и небольшой глубиной резкости, а также тональными переходами переднего и среднего планов.

Рифмы и связи: белый цвет одежды, кудри волос, линии рук и фигур девочек, симметрия в развороте поз у девочек.



Центр внимания совпадает со смысловым центром - девочка с «сигаретой», но не замыкается на ней. Движение взгляда прерывистое, беспокойное (по треугольнику белых пятен в первую очередь) – это работает на смысловое содержание, подчеркивает мимолетность ситуации/состояния героев. Хотя центральная фигура надолго приковывает взгляд, фиксируя момент. Сильные визуальные связи (а не противопоставления) центральной фигуры с двумя другими поддерживают содержание – это дети на прогулке, в совместной игре, прерванной на один кадр.

Выводы: Фотография, безусловно, цепляет главной героиней – ее внешность и выражение лица врезаются в память, а сигарета в руке провоцирует мгновенную реакцию зрителя (особенно меня, как матери). Но не только девочка интересна. Когда возвращаешься к фотографии несколько раз, то понимаешь, что смотришь на девочку глазами матери (члена семьи), а не постороннего человека. Узнаешь ее и не узнаешь. Неужели выросла? Двое других успокаивают твое волнение – она такая же, ей еще интересны их общие игры.
При первом знакомстве серия шокировала, но что именно вызывало такую реакцию? Не фотографии (если смотреть на них глазами матери), а подспудный мой собственный страх раскрывать личную жизнь своей семьи.

Мне близок такой подход к фотографии, как у Салли Манн - документальность и при этом очень сильная авторская интерпретация реальности. Автор показывает свой мир - ту часть реальности и в том ключе, который интересует его.

Интересно, что с другой девочкой история не сработала проверить

А вот кто-то сделал фотографию цветной и драматизм пропал в цвете

В заключение, цитата из мемуаров Салли Манн о данной серии: Вы узнаете кое-что о себе и собственных страхах. Каждый, несомненно, испытывает все те страхи за детей, которые испытывала я.


Изменилось ли Ваше восприятие этой фотографии и всей серии после более детального изучения? Возможно, Вы иначе воспринимаете фотографию? Поделитесь мнением в комментариях.



Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook.


  • 1
(Удалённый комментарий)
Ольга, как я понимаю, Вы сочувствуете девочке, Вам её очень жаль, Вам кажется, что ребёнок в этом возрасте так не должен смотреть. И все же это вполне благополучная семья, на фотографиях серии есть и моменты радости; я уверена, что реальные дети ни в чьём сочувствии не нуждаются. Зритель приписывает несуществующий опыт зла.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
не знаю что лучше - сказать, что думается или промолчать..
скажу, пожалуй.
я в целом не большой любитель фото с людьми и про людей, не сильно люблю и постановочное, подстроенное под взрослые задумки использование в этом деле детей.
это фото - да, наверное цепляет, но не нравится.
девочка для ребёнка до 10 лет слишком взрослая и видится однозначной Лолитой.
а осуждать (именно осуждать, а не доброжелательно присматриваться) за раннюю взрослость хочется родителей (то бишь, по совместительству саму фотографиню), допускающих эти самые полузапретные и совсем запретные во многих странах конфеты-сигареты и прочую недетскую обнаженку, которая на данном снимке не представлена, но у автора имеется.
заодно вспоминается история Евы Ионеско и её матери-фотографа весьма свободных взглядов, и хотя тут не настолько запредельный вариант, всё равно не нравится.
Наверное всё это как раз и характеризует меня.
Ну а по качеству, не по сюжету - хорошая профессиональная фотография, не нуждающаяся ни в каких доработках и кадрированиях.

Спасибо за ответ) личное впечатление обсуждать не будем, а вот вопрос об образе попробуем. Итак, Лолита. По-моему, Лолита - девочка, внешне привлекательная для мужчин, в которой в раннем возрасте угадывается будущая чувственность, фигура, раскованность (отсутствие рамок) и, очень важно, умение манипулировать другими за счёт своей привлекательности. В этой серии и в этой фотографии нет намёка о манипулировании кем бы то ни было. Я вижу красивую девочку и вижу задатки сильного характера (взгляд, отсутствие стеснения и зажатости), не Лолиту. И да, на первый взгляд тоже пришёл в голову этот образ.

(Удалённый комментарий)
И я туда же(((!
Наверно не доросла до искусства - хочется перевернуть страницу.
Цвет для меня поинтереснее.

Анна, при чем здесь "доросла" или "не доросла".
У нас клуб дискуссионный и мы все вправе высказывать свое мнение.
Без пиетета!

Начну с завершающей цитаты:
Вы узнаете кое-что о себе и собственных страхах. Каждый, несомненно, испытывает все те страхи за детей, которые испытывала я

Уже здесь у меня происходит неприятие авторской позиции. Почему она приписывает мне свои собственные страхи.
Человек убежавший от цивилизации на ферму. Оберегающий детей от внешнего мира.
Наверное, сказывается различный менталитет.
Автор - моя ровестница. Скорее всего и ее дети - ровестники моих детей.

И да, страхов за детей было много, но не на, извините, животном уровне.
Наверное, я так и осталась наивным романтиком, но мне важнее увидеть взросление ребенка в иных аспектах. Тонкая грань между детскостьюк и взрослостью для меня видится иной
А на этой фотографии взросления я не вижу. Есть просто поза.

Мой взгляд на таких работах не задерживается.
Жажда пробиться в знаменитости с помощью эпатажа и пограничных относительнро общечеловечесаой морали снимков, - известный и наиболее легкий путь к славе.

Такое мое мнение.
Подискутируем?



поддержу полностью последнюю фразу "Жажда пробиться в знаменитости с помощью эпатажа и пограничных относительно общечеловечесаой морали снимков - известный и наиболее легкий путь к славе" Собственно, к своему комментарию хотела приписать ровно то же самое.

А девушка с фото 1981 года рождения, старший сын чуть старше, младшая дочь чуть младше, конкретно эта девочка с "сигаретой" (то есть, нынче вполне взрослая женщина) нынче модель и сама фотограф, здесь она нынешняя, если я не ошибаюсь http://www.danzigergallery.com/exhibition/jessie-mann-and34self-possessedand34-photographs-by-len-prince/2 и никакого избегания мира, напротив - очень даже в центре современности.

(Удалённый комментарий)
Фотография спорная, конечно. Взгляд на ней останавливается и эмоции вызывает (не положительные - но это ведь тоже эмоции). С другой девочкой фото не так воспринимается, потому что она много младше (или выглядит много младше). Драматизм этого кадра именно потому, что девочка на грани взросления. Мне, на самом деле, очень не нравится, когда детей искусственно пытаются "повзрослеть" - не только на фото, но и когда дети взрослые песни поют на публику, взрослые танцы танцуют и т.п. Но здесь немного другое, здесь, по моему восприятию, девочка проверяет границы. Ещё не взросление, но уже попытка примерить на себя взрослый образ. Который не идёт. Который выглядит примерно так же, как мамины туфли на шпильках на пятилетней красотке - только умиления не вызывает. (Понятно, что не сама девочка, а мама-фотограф создаёт такой образ, однако по своей дочери помню это стремление попробовать на вкус плохие слова... побыть немного плохой девочкой).
Лолиту здесь я вообще не вижу, Лолита для меня - другой образ совсем.

фото 1989 года, год рождения девочки 1981 - в реальности ей всего 8 - это ли грань взросления? хотя, по нынешним меркам может и да, а для абстрактного художественного образа может и вообще не важно соотношение с реальностью..

Для меня эта фотография вообще никаких таких сильных эмоций не вызвала. Обычная фотография из жизни детей. Я думаю , что если бы не читать название с кодовым словом"сигарета",и забыть о том , что творится в наше время с детьми ( в смысле их развращения ),то ничего плохого и не видится. Вижу девочку .Красивую ,с серьёзным лицом , с карандашом в руке...всё остальное -домыслие из посторонней информации о времени и всяких Лолитах.

В каком-то смысле эти работы, серии автора есть окно Овретона.

Фотография вызвала у меня отрицательные эмоции,но заставила ЗАДУМАТЬСЯ!....... А как Вы считаете,если её "урезать" сверху,оставив лишь ноги мальчика,СМЫСЛ изменится!?

Меня бы очень напрягали эти ноги - почему они висят в воздухе. По-моему, присутствие двух других детей и снимает "напряжение" взгляда девочки. Сейчас она палочку выбросит и скажет: ну все, моя очередь на ходулях.
И кадр будет темным.

У меня только эмоциональная реакция, поэтому эмоции.

От работ автора я пришла в шок такой, что даже давление подскочило. Не случайно противников было много. Плохо, когда так высокопрофессионально устраивают провокации. Именно так и была воспринята серия о близких родственниках. Замечу, что я вовсе не пуританка, но считаю - общечеловеческие моральные устои все же спасут мир. Это так, общие эмоции мои.

Если одну данную работу рассматривать и не знать о подоплеке... У меня ассоциация не столько с Лолитой, сколько с беспризорниками. Дети сбегают на дорогу из детдома. Малышня беззаботно возится, а вот девочка уже работает. Весь внешний вид об этом говорит - от растрепанных волос и платья с открытой спинкой до неприличной позы и сигареты в руке. И взгляд. Напряженный, абсолютно взрослый, знающий гораздо больше, чем можно было бы знать в восемь лет...

Поэтому никакие суперправильные детали в фотографии не играют роли в оценке картины. Эмоциональная часть берет верх. Уже не хочется вникать и понимать в то, как построен кадр, какие рифмы и ритмы создал автор-фотограф. Техническая сторона - абсолютная ноль перед тем, что делает автор в художественном смысле ( для понимания моих эмоций: у немецких фашистов форма была одной из самых красивых в мире, но никому в голову не приходит любоваться ими, т.к. все помнят об их зверствах и эти зверства и есть главная ассоциация к слову фашизм).

И способ применения такого провакационного смысла не прибавляет автору уважения.

Повторюсь, это сугубо личное мнение.

Что касается самого "Дискуссионного клуба": премьера удалась) - все возбуждены, взбудоражены.
Вчера я даже подумала, что наверняка специально такого автора представили нам, чтобы всех задело)



Edited at 2016-06-16 22:16 (UTC)

Мне жаль, что Вы испытали такой негатив от этих фотографий.
Учту на будущее.
Что касается восприятия серии как истории о беспризорниках, то, по-моему, на это нет оснований. Например, у Мари Эллен Марк и Дяли Кузнецовой на фотографиях именно дети улиц, вот жесткая реальность: дети спят в тряпьё, малолетние матери, кибитки вместо дома.
Здесь все же упор на то, что в детстве должна быть и определенная свобода, а не тотальный контроль взрослых. Мы же не назовём беспризорниками деревенских детишек с ногами в грязи, ссадинами на коленках и старой одежде. У Манн на фотографиях нет признаков материального неблагополучия.
Правда есть то, что не принято показывать на художественной фотографии - раны, кровь, грязь, детей голышом (таких меньше половины из серии). Зритель интерпретирует и автоматически представляет худшее.

Отличная фотография! Очень люблю Салли Манн. Дискуссия помогла понять, почему мои фотографии многим не нравятся)

Дарья, не знаю каким боком можно приложить именно эту дискуссию к Вашим фото - ну, разве что к натюрморту с Владимиром в бананах, да и то Владимир - взрослый, сам за себя отвечает, так что не считается, а Дар и другие дети на них всё же смотрятся детьми своих лет в разных позах, да, многократно позируют - ну и что такого, итоговый эффект совсем не тот, которым нас пришибла эта серия.. Так что, по-моему, сравнение не корректно.

  • 1