Для меня фотография - это спонтанный импульс к постоянному визуальному вниманию, которое способно уловить и миг, и вечность.
Рисунок в своей графичности перерабатывает то, что наше сознание уловило в этот миг.
Снимок - это непосредственное действие; рисунок - опосредованное размышление.
27.4.92
Анри Картье-Брессон рисует автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк (источник)
Вероятно, зрение для меня главное. Я наблюдаю, наблюдаю, наблюдаю. Я понимаю именно глазами.
1964
Обычно я иронически посмеиваюсь над тем, какое серьезное значение придают некоторые фотографы технике фотосъемки. Речь, в частности, идет о неумеренном стремлении к четкости изображения. Возможно, за этой мелочной страстью, за тщательностью отделки стоит стремление предельно сблизить оптическую иллюзию с реальностью? Впрочем, все это столь же далеко от подлинных проблем, как и манера того поколения фотографов, которое размывало контуры изображений, обволакивая свои сюжеты художественным туманом.
Для меня фотография - это, с одной стороны, моментальное постижение - в какую-то долю секунды - значения некоего акта, с другой - строгая организация отражающей этот факт формы, постигаемой визуально.
Для меня фотография - это поиск в реальности ритма поверхностей, линий или оттенков... Композиция не может возникнуть ни с того ни с сего, она диктуется необходимостью, и здесь невозможно отделить содержание от формы...
Глаз фотографа постоянно измеряет, рассчитывает и оценивает. Мы изменяем перспективу легким сгибанием колена, создаем совпадение линий, всего лишь сместив голову на какую-то долю миллиметра, и все это совершается на уровне рефлексов, что, к счастью, удерживает нас от попытки "творить Искусство"... Забавно обнаружить позже, прочерчивая на снимке пропорциональные схемы и прочие фигуры, что, нажимая на кнопку затвора, ты инстинктивно зафиксировал геометрическое решение, без которого снимок остался бы аморфным и безжизненным. Конечно, фотографу необходимо постоянно заботиться о композиции, однако в момент съемки она улавливается не иначе как интуитивно, так как ты захвачен ускользающим мгновением или сдвигами соотношений.
1952
Community Info