ironrations (ironrations) wrote in 30_day_photo,
ironrations
ironrations
30_day_photo

Category:

Цитата дня | Geoff Dyer "The Ongoing Moment"

Сегодня предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Geoff Dyer "The Ongoing Moment", посвященный фотографиям не заправленных кроватей, и проливающий свет на смысл некоторых скандально известных проектов современного искусства конца 20 века. Фотографии кому-то могут показаться довольно неприятными, но современные художники часто, действительно, беспощадны.



Заправленные кровати красивы и привлекательны, зато не заправленные обычно интереснее (даже когда они не особо привлекательны). Не заправленная постель даже более явно указывает на занимавшего ее человека, чем пустой стул. Царковски (Szarkowski, директор МОМА) полагает, что пустые стулья не означали "то же самое до появления фотографии и после". Это же можно сказать и о не заправленных кроватях, их можно считать простейшей формой фотографии, на которой простыни несут слабый отпечаток нашего присутствия...

По не заправленной постели можно догадаться об ее отсутствующем обитателе, и эта возможность делает ее прекрасным объектом для упражнения, которое Доротея Ланж давала своим студентам во время обучения фотографии в Калифорнийском Институте Изобразительных Искусств в 1957-1958гг: сделать фотографию личного пространства в отсутствии самого человека. Идея такой задачи дошла до Иможен Каннингем (Cunningham), которая разложила на своей кровати несколько шпилек для волос - придав, таким образом, вид не заправленности - и сфотографировала результат.


Imogen Cunningham, The Unmade Bed, 1957

В свою очередь фотограф Джек Ли (Jack Leigh) - скончавшийся во время написания этой книги [в 2004г] - мог сделать свои фотографии "Белый Стул, Не заправленная Постель" (White Chair, Unmade Bed) или "Железная Кровать, Смятые Простыни" как посвящение или ответ Каннингем. Обе фотографии - часть серии черно-белых фотографий комнат, пустых, за исключением предметов одежды и мебели... Все любовно выверено и записано. В обеих фотографиях вполне бесстрастно главенствуют тон, пересечение линий и форм. Увиденное, а возможно и поставленное, расположение света и тени одновременно подтверждают человеческое присутствие незадолго до фотографии, но и отказываются от него эстетически.


Jack Leigh, White Chair, Unmade Bed

Кажется, что Ли сознательно пересматривает предметы и места, которые увидел Уокер Эванс (Walker Evans). В частности его фотография не заправленной железной кровати была ответом на фотографию Эванса - или по крайней мере мне напомнила ее -фотографию заправленной кровати в доме на Хадсон стрит в Нью Йорке в 1931г. А та, в свою очередь, напоминает мне об Атже и его сумрачной фотографии с кроватью в интерьере Мистера Ф. (1910). В тусклом свете, зажатые между громоздкой мебелью две подушки сверкают белизной (образно говоря). Согласно Царковски, эта кровать - та, "в которой весь мир плохо выспался" - так плохо, что фотографию можно считать изображением бессонницы. Вместе с тем сама кровать совершенно лишена следов человеческого пребывания.

Кровать, сфотографированная Эвансом в доме на Хадсон стрит, также непривлекательна.. Джон Чивер (John Cheever) считает, что Эванс снял ее, "потому что не мог поверить, что кто-то мог жить в столь ничтожном месте"...


Walker Evans, Hudson Street Boarding House Detail, New York, 1931–33

Время делает вещи яснее. В 1910г хороший вкус и декор не позволили бы никому снимать не заправленную постель. Это было бы слишком навязчиво, агрессивно. Вот почему на фотографии Атже не заправленная кровать Мистера Ф. так выразительна: просто находиться в этой комнате неуловимо похоже на преступление.


Eugene Atget, Intérieur de Monsieur F. agent de change. Paris (VIIIème arrondissement), rue Montaigne, 1910

Атже больше не стал бы фотографировать не заправленные кровати. Эванс не стал бы делать свою фотографию кровати.. Ко времени появления Нан Голдин вся сдержанность давно испарилась. Кровать постоянно присутствует в ее работах, начиная с середины 1970-х, поскольку большинство ее друзей живет в апартаментах. Кровать всегда там. Она доминирует в комнате, становится сценой для постоянно разыгрываемой Баллады Сексуальной Зависимости [это название ее книги и многолетнего проекта]. Кровати в работах Голдин в беспорядке: сумки, телефон, одежда, книги, скотч, пленка. Кровать становится оранжевой спасательной надувной лодкой в море серого убожества... Люди -часть этого хаоса. Лучший пример этому фотография Брайана, растянувшегося на кровати, лицом вниз, окруженного мусором и одеждой. При том еще больше вещей затолкано под кровать и навешано сверху. Используя метафору спасательной лодки, можно сказать, что эта лодка тонет.


Nan Goldin, Goldin Nan and Brian in Bed, NYC, 1983

У Голдин разница между заправленной и не заправленной кроватями не имеет смысла (по существу они никогда не заправлены). Поскольку они часто завалены человеческими вещами, разницу между занятыми и незанятыми кроватями также сложно почувствовать. И вряд ли есть какая-либо существенная разница между портретом друга и автопортретом. В этом отчасти заключается известная интимность фотографий. Голдин фотографирует своих друзей, так же как фотографирует себя..

Когда зависимость и СПИД собрали свою дань с друзей Голдин в 1980-1990-х, кровать стала не местом веселья, беспорядка или дебоша, но местом усталости, болезни, разрушения и иногда смерти...

Эти кровати также стали средоточием огромного сочувствия, поскольку человек в 30-40 лет узнавал то, что обычно приходит в жизни гораздо позже: забота о больном, немощном, лежачем. За необыкновенно короткое время люди, которых Голдин фотографировала лежащими в кроватях, спящими с похмелья теперь лежат в открытых гробах, спящие вечным сном. Эти поздние фотографии существенно меняют более ранние...


Nan Goldin, Gilles' arm, Paris, 1993

Приз, если бы такой был, за самую отвратительную фотографию кровати достанется Стефану Шору (Stephen Shore), фотографу, который вместе с Уильямом Эглстоуном был новатором в использовании цвета. В 1972г Шор сфотографировал не заправленную кровать своего друга, который не менял постельное белье на протяжении шести месяцев. Простыня была когда-то голубая, подушка белая. Теперь подушка желтая, середина простыни грязная, с потеками коричневого.. Это всего лишь фотография несвежей постели, но она служит свидетельством такого пренебрежения собой, которое волнует больше, чем самоизобличение, так явно увиденное Голдин... Мы ничего не знаем об этом друге, но узнавать и нечего. Нет причин фотографировать его, потому что - как ясно дает понять эта кровать - он, в определенном смысле, пропащий.


Stephen Shore Motel Blues series, 1971

Как и большинство других людей меня перестали интересовать не заправленные кровати после того, как Трейси Эмин выставила свою в Тэйт в 1998г.


Трейси Эмин




Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook.
Мобильные тренировки в Instagram
Tags: ironrations, Группа "30 Day Photo" ВК, цитата дня
Subscribe

Buy for 10 tokens
1 апреля в сообществе 30_day_photo стартует Сто девятнадцатый фотозабег, и вы снова сможете попробовать себя в различных жанрах фотографии. Для этого вам будет предложено 30 заданий, которые помогут реализовать ваши идеи. Весь месяц мы будем фотографировать на предложенные темы,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment