ironrations (ironrations) wrote in 30_day_photo,
ironrations
ironrations
30_day_photo

Categories:

Цитата дня | Антон Вершовский "Стрит-фотография: открытие плоскости"

Антон Вершовский "Стрит-фотография: открытие плоскости". Книгу можно скачать бесплатно или купить. Обратите внимание на вторую часть книги, об истории фотографии и современной фотографии.





[В книге «Дегуманизация искусства» Ортега-и-Гассет сравнивает произведение искусства с оконным стеклом, помещенным между зрителем и реальностью. Человек смотрит в сад сквозь прозрачное стекло, не замечает преграды. Но стоит ему переключить взгляд на стекло - сад исчезнет, а вместо него появятся цветные пятна. Зритель фотографии также может воспринимать «сад» - реальность и событие, «стекло» - изображение или «субъекта» - автора фотографии.]

…само понятие дегуманизации никогда и не означало отказа от изображения человека или человеческих чувств. Отказ от непосредственного воздействия на эмоции зрителя, перенос фокуса внимания с объекта на творение художника, с изображаемого на изображение, и только потом, через призму определяемых структурой изображения связей, на объект – так, наверное, можно вкратце сформулировать суть этого термина…

[об абстрактной фотографии]

…фотография, – в отличие от живописи, – есть именно средство репрезентации реальности, обеспечивающее визуальный контакт зрителя с явлениями, бывшими когда-то и где-то; сопереживание заложено в самой ее природе, и нужно полностью отрешиться от человеческих чувств, чтобы в фотографии с живым сюжетом увидеть только «окно в сад». Поэтому всегда были и будут фотографы, которые из своих фотографий старательно изгоняют человеческий фактор, стараясь, чтобы за их окнами вообще не было никакого сада. Материал для их абстрактных произведений – случайные фрагменты реальности, мусор для неподготовленного зрителя, и отрада для зрителя избранного. Таким образом, идея абстракционизма – предельная дегуманизация, воздействие, минующее все первобытно-человеческое, и обращающееся непосредственно к эстетическому восприятию зрителя…

…фотография по самой сути своей способна на большее, чем создание «прекрасных иллюзий»: она может нам дать ощущение истинного сопереживания. И здесь имеется в виду отнюдь не только бичевание язв общества или привлечение внимания к проблемам обездоленных. Сопереживание – это нечто еще большее; это возможность оказаться в другом пространстве и времени, посмотреть на мир чужими глазами, в конце концов, на секунду почувствовать себя другим человеком в другой реальности. И именно потому, что фотография способна подарить нам ощущение соприкосновения с другой реальностью, для нее так важны кракауэровские четыре «НЕ»: неинсценированность, ненарочитость, незавершенность, неупорядоченность…

…с точки зрения Барта способность фотографии нести образы, ассоциации и закодированные сообщения, которая свойственна ей так же, как и другим видам искусства, – значительно уступает по важности уникальной способности фотографии свидетельствовать о простом факте: «это было». В этой уникальности фотографии, в ее неразрывной связи с реальностью состоит ее суть…

…между репортажной и художественной фотографией… существует и серьезное различие: приоритетом для первой является само событие, а для второй – изображение…

[Автор рассматривает этапы развития фотографии: рождение и первые шаги, Детство: пикториализм, Отрочество: авангардизм, Юность: «прямая» фотография. Взросление: классическая стрит-фотография, Зрелость: Брессон и эра «Магнума», и эпоха постмодернизма. Это, как и в истории живописи, путь к субъективизму.]



Для конца XX – начала XXI века характерен дальнейший отход от реалистической традиции. В фотографической среде усилилась тенденция к использованию разнообразных приемов, уменьшающих связь изображения с породившей его действительностью…

…в начале двадцатого века мыслители и художники самого разного толка, исходя из совершенно различных позиций, сошлись в представлении о том, что высшей целью искусства должно быть выявление идеи объекта в представлении фотографирующего (субъекта), а не изображение его (объекта) видимой формы. В какой-то мере это суждение оказалось применимым и к фотографии…

Художественная фотография двадцатого века характеризовалась по преимуществу приоритетом внешнего, видимого; но, похоже, и в ней в течение уже нескольких десятилетий акценты смещаются ко внутреннему, к идее. Эта идея, то есть «внутренняя» реальность вещей, оказывается неразрывно связана с ассоциативным миром человека, с процессами его мышления, а этот мир невообразимо сложен. И столь же сложно каждому художнику отделить общечеловеческое в восприятии от индивидуальных ассоциаций и комплексов…



[В конце книги автор приводит цитаты фотографов и не только о фотографии]

Вот что однажды сказал Сергей Максимишин в своем интервью:
«Мне, например, композиции из двух элементов неинтересны, из трех – неинтересны. А вот шесть элементов закрутить – это да… Я когда-то спросил у Юлии Явлинской… что с ее точки зрения современная фотография. Понятно, что нельзя сейчас писать так, как писал Суриков, как писал Толстой. Она ответила, что раньше фотографы жонглировали двумя шариками, а потом научились тремя, а сейчас восьмью. Чтобы в одной фотографии и цвет, и цветокомпозиция, и ассоциации, и метафора, и передний план, и задний план, и так далее, и так далее. Вот так мне интересно»…




Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook. Мобильные тренировки в Instagram Тренировки в группе "30_day_photo" на портале 500px. Виртуальные выставки "30 Day Photo"
Tags: ironrations, цитата дня
Subscribe
promo 30_day_photo декабрь 31, 10:00 3
Buy for 10 tokens
1 января в сообществе 30_day_photo стартует Сто четвертый фотозабег, и вы снова сможете попробовать себя в различных жанрах фотографии. Для этого вам будет предложено 30 заданий, которые помогут реализовать ваши идеи. Весь месяц мы будем фотографировать на предложенные темы, стараясь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments