?

Log in

No account? Create an account
30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Цитата дня | В. Стигнеев "Век фотографии. 1894 - 1994. Очерки истории отечественной фотографии"
ironrations пишет в 30_day_photo
Книга Валерия Стигнеева о наиболее важных моментах отечественной фотографии за сто лет и одно из немногих исследований по этой теме. Особое внимание автор уделяет военной фотографии 1941 - 1945 гг., рассказывает о военных фотокорреспондентах, об условиях их работы, о наиболее известных снимках, о сюжетах военной фотографии, а так же о послевоенных выставках из архивов корреспондентов, которые запечатлели войну, не попавшую на страницы газет и журналов военного времени. Ниже цитаты из двух глав книги В. Стигнеева, посвященных военной фотографии 1941 - 1945 гг.




С начала войны перед каждым фоторепортёром встал вопрос: что снимать? Вопрос был быстро снят политическим руководством: снимать надо только то, что мобилизует людей на борьбу с врагом; ни в коем случае не снимать картины отступления, эвакуации, беженцев, следы поражений в боях – словом, любой факт, свидетельствующий о наших неудачах.



На фронте строго-настрого запрещалось вести записи, дневники (а вдруг дневник попадет в руки врага!). вот почему фотокорреспонденты вернулись с войны без дневниковых записей, а те редкие воспоминания о военной поре, которые позднее, слишком скупо освещали подробности репортерской жизни… [исключение – книга К. Симонова «100 суток войны» и фотографии массового исхода людей в первые дни войны, выполненные некоторыми репортерами вопреки запрету]

В 1943 г., когда быт газетчиков стал более стабильным, О. Ландер была зачислена фотокорреспондентом газеты «Советский воин» 3-го Украинского фронта. Позже она описывала тогдашнюю редакционную обстановку: «Газета дислоцировалась обычно в 15-20 км от линии фронта. И все мы, корреспонденты, считали, что находимся в тылу. Когда отправлялись на передовую, получали командировочные предписания… Редакция наша, надо сказать, выглядела своеобразно: 10 грузовых машин – машина-типография, машина-наборный цех, машина-цинкография, машина-движок и др. А фотолаборатории не было. Ее мне всякий раз приходилось «строить» самой. В деревнях использовала чуланы, которые завешивала плащ-палатками, в городах – искала темные подвальные углы».

Фотокорреспондент дивизионной газеты 1-й Московской пролетарской дивизии Сергей Косырев рассказывал о своем «хозяйстве», типичном для армейских и дивизионных газет: « Оборудовал в землянке примитивную лабораторию, где у меня был проявочный ящик с черными рукавами и красным глазком для наблюдения за ходом проявки. Снимал «ФЭД»-ом с объективом 50мм, он мне верно прослужил всю войну»…

Часто для документов [партийных и комсомольских билетов] использовали «контакты» с 35-миллиметровой пленки. Фоторепортер газеты А. Дитлов, вспоминая об этих крохотных фотографиях, рассказывал, как много они значили для бойцов в то время: «На фронте, бывало, делаешь такую вот карточку для партийного документа, а тебя просят «шлепнуть» лишний отпечаток – чтобы домой отправить, и если можно – во весь рост, мол, руки-ноги целы – не просто жив, но и невредим! Объясняешь: карточка-то будет малюсенькая! Пусть малюсенькая, только в рост! Ну как откажешь, ведь столько радости эта крохотуля-карточка людям принесет! Сейчас они мало у кого сохранились, но бывает, увидишь – сердце дрогнет… А как печатали? Среди леса, во тьме ночной, при тлеющих углях догорающего костра – какой-никакой, а все же красный свет. Копируешь – тонюсенькую веточку зажжешь – и ничего, нормально выходит…»

Рядом с мужчинами войну снимали женщины – Г. Санько, О. Ландер, О. Игнатович, Е. Микулина, Н. Боде – и наравне со всеми несли военные тяготы. Через тридцать лет после победных салютов Г. Санько честно рассказывала, что значило для женщины снимать войну: «Я не боялась трудностей, плохой жизни, отсутствия удобств. Все старалась преодолеть так же, как и мужчины. И все-таки не могу забыть тяжелую фронтовую жизнь под блокированным Ленинградом. Повсюду были развалины и пожарища, негде было переночевать, обогреться. Боялась ли я? Боялась. Сколько раз в аду обстрела я желала, чтобы уж попали в меня, чтобы настал конец…

Возможно, в моих военных фотографиях есть что-то женское, потому что я действительно женщина. Но не знаю – что, потому что жила я как мужчина»…

Человечность репортерской камеры была, пожалуй, главной особенностью советского военного фоторепортажа. Ее не отменяли ни брутальность боевых эпизодов, ни обилие разбитой немецкой техники на снимках, ни привычный официоз обязательных сюжетов. Главным героем военной фотографии оставался солдат…



Сегодня очевидно, что советская фотография 1941 – 1945 гг. – явление уникальное. Четыре года большой коллектив профессионалов работал над темой невероятного масштаба – война соединила трагические события, захватившие миллионы людей на громадных просторах от Северного Ледовитого океана до Кавказа и от Волги до Берлина. Наивными выглядят суждения, что фоторепортерам не надо было прилагать усилий, чтобы сделать достойные снимки – якобы действительность, будучи столь драматичной, говорила сама за себя. Требовалось мастерство. Кадры, только документирующие войну, выполняя свою роль в день появления на страницах печати, тогда же уходили в архивы и оставались невостребованными. Продолжали жить снимки, содержащие обобщение, авторскую позицию, показывающие эмоции, владевшие тогда людьми…


[в книге приводятся краткие биографии военных фотокорреспондентов, вот их имена]

  • Аркадий Шайхет прошел всю войну фотокорреспондентом «Фронтовой иллюстрации», награжден орденом Красного Знамени за спасение раненых под Кенигсбергом. Фото: В освобожденной Виннице, 1944



  • Иван Шагин снимал многие важнейшие моменты войны (подписание Акта капитуляции, Парад Победы 24 июня 1945 г.), портреты безымянных героев и тружеников тыла, от солдат до маршалов. Фото: Политрук продолжает бой.




  • Тимофей Мельник, фотокорреспондент «Сталинского Сокола», окончил войну с орденом Отечественной войны и двумя – Красной Звезды, с осколком, засевшим рядом с сердцем. Фото: Немецкие солдаты, сдавшиеся в плен на Северо-Западном фронте.




  • Михаил Трахман, фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС снимал партизан. Фото: Прощание с матерью, 1941.




  • Михаил Савин, фотокорреспондент «Красноармейской правды». Уцелел его военный архив и записи о тех, кого снимал. Снимал жизнь редакции во фронтовых условиях.

  • Евгений Халдей, фотокорреспондент ТАСС на Северном флоте, его снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» знает весь мир. Фото: Одна из постановочных фотографий Халдея с красным знаменем на крыше рейхстага, ошибочно принимаемая за водружение Знамени Победы




  • Макс Альперт, фотокорреспондент ТАСС, прошел всю войну. Воспоминания о нем есть в книге К. Симонова. Фото: «Комбат». Советский командир (вероятно, политрук роты 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии А. Г. Еременко) поднимает в атаку своих солдат. 12 июля 1942 г., Ворошиловградская обл.




  • Анатолий Гаранин, фотокорреспондент «Фронтовой иллюстрации».

  • Виктор Гребнев, фотокорреспондент «Красной Звезды», «Фронтовика».

  • Эммануил Евзерихин, Фотохроника ТАСС, снимал оборону Сталинграда.

  • Анатолий Егоров, фотокорреспондент газеты «Во славу Родины», служил на Дальнем Востоке.

  • Борис Игнатович, фотокорреспондент газеты «Боевое знамя», снимал партизанские отряды.

  • Ольга Игнатович, сестра Б. Игнатовича, фотокорреспондент газеты «За честь Родины».

  • Борис Кудояров, фотокорреспондент «Комсомольской правды», работал в блокадном Ленинграде.

  • Дмитрий Бальтерманц, фотокорреспондент «Известий».

  • Роберт Диамент, фотокорреспондент на Северном флоте.

  • Георгий Липскеров, в первые дни войны вступил в народное ополчение, фотокорреспондент нескольких армейских газет.

  • Марк Марков-Гринберг, в начале войны служил связистом, с 1943 г. фотокорреспондент «Слова бойца».

  • Ольга Ландер, фотокорреспондент газеты «Советский воин», большое внимание уделяла подвигу женщин в военное время.

  • Анатолий Морозов, фотокорреспондент армейских газет, после войны запечатлел Нюрнбергский процесс.

  • Георгий Петрусов, Совинформбюро и газета «Известия», прошел всю войну.

  • Марк Редькин, Фотохроника ТАСС.

  • Яков Рюмкин, фотокорреспондент «Правды».

  • Галина Санько, фотокорреспондент «Фронтовой иллюстрации».

  • Сергей Струнников, фотокорреспондент «Правды», погиб в июне 1944 г.

  • Виктор Темин, фотокорреспондент «Красной звезды».

  • Давид Трахтенберг, фотокорреспондент «Ленинградской правды», вел фотолетопись блокады и автор уникальной фотосерии «Прорыв Ленинградской блокады».

  • Александр Узлян, фотокорреспондент Совинформбюро в районе боевых действий Черноморского флота.

  • Александр Устинов, фотокорреспондент «Правды», снимал оборону Москвы.

  • Яков Халип, фотокорреспондент «Красной Звезды», Совинформбюро.

  • Юрий Чернышев, ушел добровольцем на фронт, был военным фотокорреспондентом.

  • Владимир Юдин, прошел войну рядовым солдатом, отсылал снимки в армейскую газету и Фотохронику ТАСС, после войны стал фотокорреспондентом.

  • Борис Ярославцев, фотокорреспондент армейских газет.




Ссылки
Анри Вартанов, статья "Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны. Часть 1"
Фотохроника Победы (ИТАР ТАСС)
Публикации В. Стигнеева на photographer.ru
Книга на сайте издательства
Военные фотографы на сайте военного альбома
Военные фотокорреспонденты, портреты



Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook. Мобильные тренировки в Instagram Тренировки в группе "30_day_photo" на портале 500px. Виртуальные выставки "30 Day Photo"


  • 1
Ирина, спасибо за очень интересную подборку материала.
Зачиталась!

Хорошо хоть что-то есть в книгах и интернете. Тема интересная, конечно.

Спасиб, Ирина.
..."в аду обстрела, я желала что-бы уж попали в меня, что-бы настал конец..."
Но ведь дальше снимали!

Это точно, не женское дело. Хотя и сейчас женщины ездят в горячие точки.

Женщины- военные корреспонденты

Пользователь ljwanderer сослался на вашу запись в своей записи «Женщины- военные корреспонденты» в контексте: [...] В сообществе, посвященном фотографии рассказали о книге Валерия Стигнеева [...]

Очень интересно, спасибо! Невероятное мужество - работать в таких условиях.

  • 1