ironrations (ironrations) wrote in 30_day_photo,
ironrations
ironrations
30_day_photo

Category:

Цитата дня | В. Вальран "Советская фотография. 1917 - 1955"

Дореволюционная фотография России и фотография советского периода еще не достаточно хорошо описана и изучена, книг мало. Московский дом фотографии проводит выставки из наследия русских фотографов после изучения сохранившихся архивов, издает каталоги. В 2007 году издательство «Арт-родник» начало публиковать альбомы-монографии советских фотографов в серии «Фотографическое наследие». О книге B. Т. Стигнеева «Век фотографии. 1894–1994» мы уже писали.

Валерий Вальран в книге «Советская фотография. 1917 – 1955» рассказывается о двух направлениях отечественной фотографии, которые вписаны в международный контекст: пикториализм и авангард. Русские пикториалисты до 1930-х гг. участвовали в международных выставках и получали там признание, организовывали профессиональные сообщества, обменивались опытом. Фотоавангард развивался в 1920 – 1930 гг. и сильно повлиял на советскую фотожурналистику. История отечественной фотографии до 1955 г. рассматривается как постепенный переход от живых и оригинальных течений к фотожурналистике, ограниченной идеологией и строгой цензурой. Даны краткие справки о фотографах, упоминаются посвященные им выставки за последние годы. К большому сожалению, иллюстраций в электронной книге нет. Далее цитаты из книги.

Валерий Вальран «Советская фотография. 1917 – 1955»
бумажная книга в издательстве
электронная книга на bookmate




[вечный спор пикториализма и «протокольной» фотографии]

…интересна дискуссия Сергея Прокудина-Горского и Николая Петрова в четвертом номере журнала «Фотограф-любитель» за 1909 год. Н. Петров в открытом письме упрекал журнал, редактором которого был С. Прокудин-Горский, в том, что он публикует «не снимки, представляющие художественный интерес, но по преимуществу безвкусные работы профессионалов, и тем самым мало способствует развитию того дела, которому, казалось бы, журнал призван служить, а в отношении художественной светописи, выражаясь языком бюрократов, журнал проявляет прямо таки «вредное направление», своими приложениями (иллюстрациями. – В. В.) развращая вкус читателей».

С. Прокудин-Горский, будучи ярым приверженцем традиционного направления, пишет, что «фотография, все-таки, надо сознаться, искусство протокольного характера»... «Измазанный красками кусок полотна все-таки представляет некоторый интерес, хотя бы со стороны красок, но грязный, запачканный типографской краской кусок меловой бумаги не может представлять никакого интереса! Вглядываясь в эту грязь, вы видите, что было стремление что-то изобразить, но и только и, право, иной раз не поймешь, лицо ли человека представляет снимок или ствол дерева… Мне думается, что увлекшихся в этом смысле людей просто можно причислить к психически расстроенным, и это частию заметно по той ненормальной страстности, с которой они начинают с места защищать свое “мутное направление”. Печально только, что эта болезнь неизлечимая»...


Фото С.М. Прокудин-Горский, Крестьянские девушки. Деревня Топорня. Вологодская губерния, 1909 г.

Н. Петров, в свою очередь, уточняет, что «профессиональная фотография и до наших дней томится в оковах льстивой лжи, не выпускающей ее из традиционного павильона с его неестественным «тепличным» освещением, рисованными “ландшафтными”, “облачными”, “оттененными” и т. п. фонами, искусственными пальмами и букетиками Макарта, нелепейшими аксессуарами в роде картонных камней, лодок, балюстрад, заборчиков из березовых палок, и не позволяют обходиться без услуг ретуши». «Идеалом “художественного” снимка, считают они, возможно точное воспроизведение, т. е. копию действительности, тогда как искусство имеет своей задачей не копировать, а претворять действительность в художественные образы… Современная фотографическая техника дает художнику достаточно средств, чтобы его произведение было не просто копией действительности, не только, я сказал бы, механическим продуктом взаимодействия мертвого “анастигмата” и светочувствительного слоя, а отражало бы и душу автора – было бы воспроизведением действительности, но “видимой через его темперамент”» («Вестник фотографии». 1911, № 8).


Зимний пейзаж с детьми. Начало 1900-х.

Очевидно, что здесь мы имеем две художественные идеологии, каждая из которых дает свое определение художественной фотографии и категорически отвергает концепцию и практику оппонента… Петербург, консерватизм, фотографический объективизм, с одной стороны, Москва, новаторство, фотографический субъективизм – с другой.

Пикториалисты смогли приспособиться к новой советской действительности. Русское фотографическое общество, членами которого были в основном пикториалисты, приветствовало революцию. Несмотря на то что было национализировано имущество общества (его выселили из помещений «Пассажа братьев Джамгаровых»), его члены продолжали встречаться в ателье «Паола». В 1923 году удалось официально восстановить Русское фотографическое общество и в 1924-м включить его в состав Государственной академии художественных наук. Общество проводило просветительскую работу в области фотографии, инициировало ряд проектов – фотоэкспедиций, выставок, конкурсов и посылало фотографии на международные выставки...

[авангард]


Фото «СССР на стройке», № 7, 1940 года

Конструктивисты изменили способ видения реальности, отринув центральную точку съемки и классические способы компоновки композиции, использовали разработанные ими приемы «упаковки» кадра – нижняя и верхняя точка съемки, диагональная композиция, крупная деталь на переднем плане и т. д. В результате окружающий мир предстал в совершенно ином виде, настолько необычном, что многих заставал врасплох...



Поразительно, но в сериях «Цирк», съемках классического балета и оперы во второй половине 1930-х и в 1940-е А. Родченко, который резко критиковал художественные принципы пикториалистов в 1920-е годы и даже не здоровался с Александром Гринбергом, жившим с ним в одном доме, порывает с авангардом и создает классические фотографии – поэтичные и лирические, без резких контуров, снятые мягко рисующей оптикой, пикториальные по форме...


Фото Александр Родченко. Партерные акробаты. 1937. Частное собрание

Десять лет (1925–1935) советская пресс-фотография была если и не самой лучшей в мире, то самой своеобразной и авангардной. Именно в советском репортаже были предложены и широко использованы фотосерия (А. Родченко, Б. Игнатович), фотоочерк (А. Шайхет, М. Альперт, М. Марков-Гринберг), фотокнига (журнал «СССР на стройке», который оформляли Э. Лисицкий, А. Родченко, В. Степанова. Журнал начал выходить на шесть лет раньше, чем аналогичный журнал «Life» в США). Советская конструктивистская и репортажная фотография была конкурентоспособна на западном пресс-рынке – ее экспонировали на выставках и печатали европейские и американские СМИ...

[о сложности изучения истории страны и фотографии в том числе: фотографии с «врагами народа» не только ретушировались, но и уничтожались с негативами; фиксировалась только парадная часть жизни страны]

Фотоальбом «10 лет Узбекистана», вышедший на русском языке в 1934 году, А. Родченко пришлось несколько раз ретушировать – сначала устранять арестованного А. Енукидзе из всех групповых портретов, а к третьему изданию вымарывать Я. Рудзутака и Я. Петерса, Ф. Ходжаева, А. Икрамова, А. Цехера, Д. Абикову, А. Бабаева, Т. Ходжаева, арестованных в 1936–1938 годы. Еще трагичней была судьба созданной Родченко книги о строительстве «Беломорско-Балтийского канала», вышедшей в 1934 году, которая изымалась из продажи и библиотек в 1937 году, поскольку ее редакционный совет и многие главные герои были арестованы. В пантеоне героев надежными оказывались лишь дореволюционные «патриоты» и уже умершие революционеры...

Советская пресс-фотография до середины 1930-х годов несмотря на ряд ограничений информировала о новостях и событиях, с середины 1930-х ее задача – иллюстрировать политические лозунги, т. е. иллюстрация заменила информацию. Документальность и правдивость уходят на второй план, тогда как на первый план выступает инсценировка и идеализация...

Свой знаменитый «Обед в поле» (1934) Г. Петрусов снимал с высокой стремянки более трех часов. Он пересаживал несколько раз колхозников, сидящих в кругу, менял несколько раз количество кругов. В результате получилась эпическая по содержанию и знаковая по форме картина...


Фото Георгий Петрусов «Обед в поле» 1934

Насильственная коллективизация и раскулачивание (1928–1932), в ходе которых были расстреляны и переселены в отдаленные районы страны и в спецпоселения 2,5 млн крестьян (А. Солженицын называет цифру в 15 млн) вообще практически не представлены в советской фотохронике. Никто не снимал голод на Украине и Кубани, в Белоруссии и Поволжье (1932–1933), который был следствием раскулачивания и коллективизации, и в результате которого погибло по разным подсчетам от 2 до 8 млн крестьян...

Поразительно, но советские фотографы в своем большинстве избежали жестких репрессий. Были расстреляны Г. Клуцис и В. Булла в 1938, осуждены А. Булла в 1928 (умер на Соловках в 1943), А. Гринберг в 1936, В. Улитин в 1942. Несколько фоторепортеров пострадали во время войны. Например, Д. Бальтерманц в 1943 году был разжалован в рядовые и направлен в штрафную роту. Несколько фоторепортеров лишились работы после войны в период борьбы с космополитизмом.



Советская власть подвергла репрессиям не отдельных фотографов, а всю инфраструктуру фотографии – национализировала частные фотоателье, ликвидировало Русское фотографическое общество, разгромило пикториалистов и конструктивистов. Но по сравнению с советскими писателями, десятки которых расстреляли, а сотни – прошли через лагеря, к фотографам советская власть отнеслась сравнительно мягко.

Гораздо чаще репрессиям подвергались редакторы газет и журналов, которые нередко одновременно были писателями. По-видимому, это объясняется тем, что фотографии, поставляемые репортерами в прессу, являлись последним звеном в иерархии редакции журналов и газет. Фоторепортер получал от редактора задание сделать репортаж на заданную тему в определенном месте. Бильд-редактор отбирал из того, что снял фотограф, необходимые для номера снимки и проверял подписи к ним, следующий уровень цензуры – художественный редактор, потом – уполномоченный Главлита.


Ссылки:



"30 Day Photo" в соцсетях Facebook | ВКонтакте | Группа Facebook | Instagram | 500px | Виртуальные выставки | Pinterest | Twitter | Telegram.me
Tags: ironrations, цитата дня
Subscribe
promo 30_day_photo 12:00, Воскресенье Leave a comment
Buy for 10 tokens
1 июня в сообществе 30_day_photo стартует Сто девятый фотозабег, и вы снова сможете попробовать себя в различных жанрах фотографии. Для этого вам будет предложено 30 заданий, которые помогут реализовать ваши идеи. Весь месяц мы будем фотографировать на предложенные темы, стараясь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments