?

Log in

No account? Create an account
30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Цитата дня | Прокудин-Горский. Заметки о женщинах и фотографии | Елена Мрозовская
рамка
tey51 пишет в 30_day_photo


А вот и сфера «нежной страсти»,
Цыганских песенок запас.
Улыбка Вяльцевой (жанр Насти!)
И Паниной непанин бас…
Звезда счастливая Плевицкой
И маг оркестра Кусевицкий,
И (валерьянки дай, Феррейн!)
Вы, авантюры Ольги Штейн.
Процесс comtesse О’ Рурк-Тарновской,
Для стиля — comte’a Роникер
И (до свиданья, хроникер
Судебный!) ателье Мрозовской,
Где знать на матовом стекле
И Северянин в том числе!


И.Северянин



Так где это? О чем нам поведал Игорь Северянин?
Адрес известен! Это Невский №20. У Полицейского моста.
Именно там находилось ателье первой русской женщины, профессионально занимавшейся фотографией,
Елены Лукиничны Мрозовской.




Санкт-Петербургская консерватория

В молодости Елена Мрозовская , урожденная Княжевич,  работала продавщицей, учительницей. Как любительница увлеклась фотографией и в поступила на  фотографические курсы, которые и окончила в 1892 г. А затем поехала в Париж, где продолжила образование в сфере художественной фотографии у Ф. Надара.

Далее она открывает свою собственную фотографию в Петербурге. В 1900-е гг. Мрозовская МНОГО СНИМАЕТ артистов, художников и литераторов. Очень удачно у нее получаются детские портреты.
А еще она становится официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории.


Портрет девочки. 1909


Детские портреты


Великий князь Константин Константинович (К. Р.) в одежде стрелецкого головы. Фотограф Е. Л. Мрозовская. 1903:


Матильда Кшесинская в «Русском танце»


А. К. Глазунов, 1895

Портреты актрисы Веры Комиссаржевской




В.Ф. Комиссаржевская . "Нора"


Дмитрий Менделеев


Портрет графини М. Е. Орловой-Давыдовой, 1903

Широкое признание к Елене Мрозовской пришлов 1897 году, когда она стала лауреатом Стокгольмской выставки. Далее в 1898 году — пятой фотовыставки ИРТО, спустя два года — Всемирной выставки в Париже, в 1905 году — Международной выставки в Льеже и в 1911 — первой выставки журнала «Фотографические новости» в Петербурге

Интересно почитать свидетельство современника Елены Мрозовской - С.М. Прокудина - Горского в журнале "Фотограф-любитель" за 1909 год. Сначала в №2, где Прокудин-Горский рассказывает о праздновании 15-летнего юбилея деятельности Мрозовской на почве художественной фотографии, а затем и №3, где он размышляет вдогонку этого материала о судьбе женской фотографии в России. Приведу эти статьи полностью.



«28-го декабря прошлого года профессиональный фотограф Е. Л.Мрозовская праздновала в Петербурге у себя в ателье пятнадцатилетний юбилей своей деятельности.
Празднование прошло непринужденно весело в кругу артистов, художников и литераторов, в большинстве постоянных клиентов юбилярши. Мне довелось быть на этом празднике, (…) как представителю V-го Отдела Императорского Русского Технического Общества, который уполномочил меня принести поздравления Е.Л. Мрозовской, как своему сочлену. Я был свидетелем простого, сердечного отношения к ней всех прибывших на праздник лиц и присутствовал на одном из редких юбилеев, где нет места скуке. (…). Пользуюсь случаем, чтобы отметить, чего может женщина достигнуть собственными силами в фотографическом искусстве при любви к делу, таланте и упорном труде.

Е.Мрозовская — в истинном смысле женщина-пионерка в среде выдающихся фотографов России и начала свою деятельность, как и многие, предаваясь занятию фотографией, как любитель. Узнав об открывшихся при И.Р. Техническом Обществе курсах по фотографии, она поступает на них, оканчивает в 1892 г. и, окончательно решив посвятить себя фотографическому искусству, едет в Париж к знаменитому Надару, у которого и довершает свое образование, как фотограф-художник.

Само собою понятно, что такая школа, как работа под руководством Надара, судьбой многим не представляется, но утвердительно могу сказать, что ни Надар, ни всякая другая школа без собственной инициативы и таланта ничего поделать не могут. Мне достоверно известно, что Мрозовская в начале своего ученья не имела возможности швырять деньги и, следовательно, существование за границею не представляло из себя «partie de plaisir» (увеселительная прогулка — прим.), а скрашивалось исключительно возможностью получить художественную подготовку. При осмотре работ Е.Мрозовской, в изобилии украшающих ее ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съемке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела.


В.Ф. Комиссаржевская . "Нора"

В основание ее работы положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мертвого застывшего лица. Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е.Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства».

"По поводу написанного мною о юбилее Е.Л. Мрозовской в передовой статье прошлого номера мне пришли некоторые мысли, которыми бы хотелось поделиться с читателями, и особенно с читательницами.

В статье о юбилее я указывал на то, что Мрозовская является пионеркой среди русских профессиональных фотографов, т.е. первой женщиной, серьезно посвятившей себя фотографическому искусству и положившей его в основу своего материального благосостояния. Итак, она первая. С моментав открытия дела Мрозовской прошло 15 лет и она так и осталась единственной в России.



Где же вторая, третья, четвертая и другие многие? Что это за странная аномалия.
Назвать содержание фотографии, мало-мальски умело поставленной, предприятием бездоходным - нельзя, ибо на лицо имеются тысячи существующих и еще многие тысячи - прозябающих, благодаря невежеству их владельцев.

Первый, второй и, скажем, пятый год практики Мрозовской могли еще смущать женщин. Новинка, да как еще пойдет, и т.д. Но теперь прошло уже 15 лет, а женщин, подвизающихся на этом поприще что то не видать.

Что это значит? В отсутствии желания работать самостоятельно женщин упрекнуть, кажется, нельзя. И съезды собираются, и речей много говорится. Недавно видел картинку в газете, где профессор Блелюбский просматривает мост, сделанный под руководством женщины-инженера. Начали появляться женщины-адвокаты. Врачей-женщин уже много в России. Значит, дело не в отсутствии желания самостоятельной работы.
Конкуренция тоже не является препятствием. Адвокатов и инженеров пожалуй побольше, чем фотографов. Последним помимо знаний положительных и художественного вкуса, необходима еще и специальная мастерская, стоющая немалых денег и не в каждом доме ее найдешь. А все таки я не понимаю, почему женщины не открывают фотографии.

Для этой профессии требуются: а)знания, в)художественный вкус и с)деньги.
Разберемся во всех трех пунктах применительно к женщинам.

Знания. Что женщина способна усваивать научные познания, доказывать нет нужды, примеры - выпускаемые ежегодно из высших женских учебных заведений - на лицо. Фотография для своего изучения с целью применения к обычной портретной съемке требует много-много год времени, а то и меньше, что зависит от общей способности изучающего и предварительного развития и образования. Практическая сторона может быть до некоторой степени изучена работой в комнате и на открытом воздухе и, наконец, при найме павильона первое время и в нем, если не задаваться сразу целью получать деньги за работу.

Я вполне уверен, что глубина научных познаний по фотографии у огромного большинства прфессиональных фотографов не велика, да и необходимость ее не вызывается требованиями практики, которая в данном случае, совместно с художественным вкусом, является главнейшим фактором.

Вкус. Справедливо или нет, но как то издавна уже вкоренилось убеждение, что женщины обладают вкусом (чувством изящного) в гораздо большей степени, чем мужчины, таким образом и это препятствие само собою отпадает. Быть может для фотографирования требуется какой либо особый вкус?

Я думаю, что чувство изящного, соединенное с правдивостью передачи - все, что требуется для всякого искусства, и фотография не составляет исключения.

Что Мрозовская не единственная женщина в России, обладающая чувством изящного, в этом вероятно все со мной согласятся.

Теперь последнее: Деньги. Для открытия фотографии несомненно нужны деньги и не очень маленькие, ну хотя бы 2-3 тысячи рублей на первое время.

Не у всех есть такие деньги - это верно, но и не о всех женщинах России я говорю, не все они должны сделаться фотографами, но таких, у которых найдутся нужные деньги, вкус и способность получить познание, наверное нашлось бы столько, что профессиональная портретная фотография в том размере, который она занимает хотя бы в обеих столицахх, могла бы быть заполнена ими и с безусловной выгодой для повышения ее художественной стороны, в чем я глубоко уверен.

Еще есть препятствие - конкуренция мужчин. Тут опасность очень слаба. Не касаясь выдающихся художников этой области, которые всегда останутся выдающимися, остальная масса настолько скучна и заурядна, настолько не следит за искусством, как таковым, что о конкуренции не может быть и речи. Стоит начать работать, прилагая вкус, и не гнаться за огромными барышами и конкуренция не страшна. За женщиной есть еще одно преимущество - она экономна в расходах, а это пункт немаловажный. Не вижу я причин почему Мрозовская - единственная.Школ нет что ли специальных? А вся масса профессиональных фотографов - какие школы окончила?

В одной из следующих статей я укажу, что у нас и школы фотографии, именно для женщин, очень легко устроить, и средства, и место есть."



Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook. Мобильные тренировки в Instagram Тренировки в группе "30_day_photo" на портале 500px. Виртуальные выставки "30 Day Photo"