?

Log in

No account? Create an account
30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
Рифма | В помощь к теме дня 25.09 из архива сообщества
30dayphoto_mod пишет в 30_day_photo
Оригинал взят у tey51 в Рифма



«В конечном счете поэзия - это искусство складывать слова в единый выразительный текст. Точно так же и фотография - искусство складывать отдельные детали в цельное и наделенное смыслом изображение.»

Александр Лапин.

Понятие рифмы в фотографию пришло из литературы. В поэзии рифмой называют созвучие в окончании слов. Созвучие это может приходиться на разные по порядку следования слоги, может оканчиваться на гласную букву или согласную. Рифма задает длину строк и общий настрой поэтического произведения, бывает даже мужская и женская.

По этим признакам ученые словесники давно разделили все рифмы по различным видам и схемам. Да что там ученые, сегодня стихи можно писать и программным путем, подбирая рифмы с помощью компьютера. Но будет ли это поэзия? Ведь рифма лишь инструмент, который помогает поэту выразить свой внутренний мир.

Вот так и в фотографическом искусстве. Кажется, вот выучишь «мат часть», научишься настраивать камеру и нажимать кнопочку и сразу полетят из камеры шедевры.

А не получается. Не звучит! А почему? Рифмы не хватает. Ведь взгляд человека устроен так, что он путешествует по изображению, постепенно изучая его. И вехи, которые сознательно или интуитивно расставляет ему в подспорье фотохудожник, помогают общему восприятию, создают единое произведение. Иногда это поэма, а иногда и просто маленький стишок.

Так что такое рифма в понимании фотографического искусства? Визуальная рифма, как и словесная, это созвучие или подобие некоторых элементов произведения, в данном случае фотографии. Здесь нельзя вывести определенную формулу подобия, как в математике, явление это может быть еле уловимо взглядом, оно может касаться форм и цветовых акцентов, световых и теневых пятен, быть явным или условным. Но оно должно работать на общий результат.

Обратимся к фотографиям и попробуем самостоятельно понять, какие тональные, линейные или даже смысловые рифмы помогают авторам передать нам свое ощущение момента.

Жанровые фотографии

ЛАПИН. A

Александр Лапин 'Велосипедисты

«Не следует ли и фотографии искать поэтическое не в фиксации исключительных событий, а в привычном и будничном? Такая тихая и немногословная фотография переходит от рассказа к показу, от очевидного к невидимому, от фиксации к анализу, от поверхности факта к глубине размышления. Именно она и может быть в чем-то главном близка поэзии.»

Александр Лапин

HyBres, Франция

HyBres. Франция 1932 г. Анри Картье-Брессон

Мадрид

Мадрид. 1933 г. Анри Картье-Брессон

Бассейн

Бассейн. 1955 г. Анри Картье-Брессон

***

1955 г. Анри Картье-Брессон

}***

1955 г. Анри Картье-Брессон

Велотрек. Шестидневная гонка

Велотрек. Шестидневная гонка. 1957 г. Анри Картье-Брессон

http://photoconcept.ru/files/gallery/gal_rating/r_genre/__tmp/4377-930.jpg

Синхрон. Евгений Ком.

http://photoconcept.ru/files/gallery/gal_rating/r_genre/__tmp/4326-930.jpg

Мальчик на шаре. Евгений Ком.

http://photoconcept.ru/files/gallery/gal_rating/r_portrait/__tmp/4135-930.jpg

Белые воротнички. Евгений Ком.

http://photoconcept.ru/files/gallery/gal_rating/r_genre/__tmp/3988-930.jpg

Пальчики. Евгений Ком.

http://www.magnumphotos.com/CorexDoc/MAG/Media/Home1/8/0/2/6/SCF1097.jpg

Сицилия 1982. Ferdinando Scianna

http://www.magnumphotos.com/CorexDoc/MAG/Media/Home1/9/2/8/d/SCF9905.jpg

Сицилия 1987. Ferdinando Scianna

http://www.magnumphotos.com/CorexDoc/MAG/Media/Home1/c/a/1/3/SCF437.jpg

Испания 1988. Ferdinando Scianna

http://www.magnumphotos.com/CorexDoc/MAG/Media/Home1/4/f/f/3/SCF415.jpg

Каир 1989. Ferdinando Scianna

Фэшн – фотография

Туфля (дизайн от Перуджи). Париж,  площадь Трокадеро

Туфля (дизайн от Перуджи). Париж, площадь Трокадеро. 1948 г. Ричард Аведон.

Сьюзи Паркер и  Робин Тэттерсолл (костюмы от Диора). Париж,  площадь Согласия

Сьюзи Паркен и Робин Тэттерсолл (костюмы от Диора). Париж, площадь Согласия. 1956 г .Ричард Аведон.

}Довима (шляпа от Баленсиага). Париж, Maxim's

Довима (шляпа от Баленсиага). Париж. Ричард Аведон.

Рифма в цвете


Мэтт Стюарт


Мэтт Стюарт


Мэтт Стюарт


Мэтт Стюарт

Репортажная фотография

Казалось бы, что репортажная фотография не требует рифм. Это ведь, как заметка в газету, просто информативный материал. Особенно распространенным стало такое отношение к репортажу именно сегодня, в эпоху интернета, когда каждый может стать фоторепортером. Главное успеть запечатлеть первым и выложить в сеть.

Но давайте вспомним о гениях репортажа.  В каких бы условиях они не находились, как бы трудно им не было, но результат у мастеров получался говорящим. И рифма в этом процессе играла не последнюю роль.

Комсомолец за штурвалом. Балахна

Комсомолец за штурвалом. 1929 г. Аркадий Шейхет

Новые дома на Усачевке. Москва

Новые дома на Усачевке. Москва. 1928 г. Аркадий Шейхет

Радиопедвижка с пропагандистами на передовой призывающими немецких солдат сдаваться в плен

Радиопередвижка с пропагандистами на передовой призывающими немецких солдат сдаваться в плен. 1943 г. Аркадий Шейхет

Казачья конница под Москвой

Казачья конница под Москвой. 1942 г. Аркадий Шейхет

Конный дозор. Памир

Конный дозор. Памир. 1938 г. Евгений Халдей

Пейзаж


Moose Meadows, Национальный парк Банф, Канада. Дэвид Уорд


Лофотенские острова, Норвегия. Дэвид Уорд


Wolwedans, Намибия. Дэвид Уорд


Deadvlei, Намибия. Дэвид Уорд


OLE-Henrik Skjelstad


OLE-Henrik Skjelstad


OLE-Henrik Skjelstad

Тем, кто хочет поподробнее ознакомиться с теорией, рекомендую к прочтению статью Александра Лапина «Поэзия фотографии»:

http://www.stosvet.net/1/Lapin/index.html




Страница "30 Day Photo" на Facebook. Группа "30 Day Photo" во ВКонтакте. Сообщество "30 Day Photo" на Facebook.


  • 1
Не могу найти рифму на фото Картье - Брессона, где изображены старики, кот и мост. В задумчивых взглядах и повороте головы самих стариков?

Там собака)

Сами старики, да, рифмуются, рифмуются они также и с вековым деревом, на фоне которого сидят.
Есть рифма и в вертикалях, посмотрите, два вертикальных сооружения в виде огромных тумб на горизонте, тумбы моста и отрезок в виде тумбы дерева, у которого сидят старики. И горизонталь моста и берега, по которому бежит собака, горизонталь реки и горизонталь, на которой сидят старики. И их взгляд в вечность. На мой взгляд здесь сплошная рифма!

Смотрю с тлф, не разглядела, что собака))) Спасибо, Елена, разъяснили, как не намётан глаз на рифмы у меня ещё. А тема очень интересная.

Мне надо на примерах разжевывать))) и, конечно, опыт

Я, когда писала, то сама первый раз с понятием "рифмы" в фотографии познакомилась. Кстати, тоже очень помогает, описывать понятие и одновременно изучать)))

Мне тяжело, я и статью Лапина прочла. Чтобы глубже мыслить. Пока нахожу простые повторы, без участия жизни, а хочется и человека вписать.

Постепенно все сложится)
Не боги горшки обжигают)

  • 1