?

Log in

No account? Create an account
30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Цитата дня | Ляля Кузнецова и Йозеф Куделка
ironrations пишет в 30_day_photo
Ответ на загадку такой: фотографии 1, 3 – Йозефа Куделки; фотографии 2, 4 – Ляли Кузнецовой. Судя по вашим ответам в ВК и ЖЖ, не получается определить пол фотографа по кадрам, «женского» и «мужского» взгляда не обнаружено.


Фотограф Ляля Кузнецова


Ляля Кузнецова (1946) – фотограф, живет и работает в Казани. Наиболее известная серия фотографий о цыганах снята в советское время в Уральске, Туркменистане и Одесских степях. Ляля Кузнецова рассказывает, что её искренне интересовали цыгане и их вольная степная жизнь, характеры. Главным для неё были люди, эмоции, пространство, воздух, совпадение личного внутреннего состояния и момента реальности.


Фотограф Ляля Кузнецова

Сама Ляля Кузнецова рассказывает о работе так:
«Я не могу быть папарацци, совершенно точно это знаю, я не буду ни за кем подглядывать. Я всегда выхожу в открытую дистанцию между своим героем и собой. На моих фотографиях есть взаимодействие между нами, это обязательно присутствует. Важно, чтобы герой мне доверился и остался самим собой, не играл, а это стоит времени и сил. Я даже не знаю, как мне это тогда удавалось, но вот удавалось».


Фотограф Ляля Кузнецова

«Когда говорят, что я воспеваю вольную жизнь цыган или что-то в этом роде, я думаю: фотография, которую делает человек, — это отчасти его автопортрет. Когда я освоила фотоаппарат, узнала, как проявляется пленка, как это все печатается, я начала искать кадры, созвучные моему сердцу. Естественно, ни за какие права цыган я не боролась, я просто понимала, что в нашем обществе они лишены очень многих прав. В большинстве своем это люди, которые идут к горизонту, а этот горизонт уходит от них.


Фотограф Ляля Кузнецова

«Фотограф ищет свою картинку. И когда находит, говорит: да, о’кей, это мое. То есть этот щелчок происходит в сердце. Я, например, всегда знала, когда проявляла пленку, какой кадр мне искать. Ещё Картье-Брессон говорил о том, что должно произойти соединение увиденного и того, что в тебе происходит, — это действительно так. Я испытала это на себе и могу подтвердить: именно так и происходит».


Фотограф Ляля Кузнецова

Второй автор фотографий о цыганах из загадки – Йозеф Куделка (1938), действующий член Агентства Магнум, документальный фотограф, живет и работает во Франции и Праге.


Фотограф Йозеф Куделка


Фотограф Йозеф Куделка


Фотограф Йозеф Куделка


Фотограф Йозеф Куделка


Фотограф Йозеф Куделка

Оба фотографа получили международное признание (персональные книги и выставки).

В завершении дадим слово профессиональному критику. Александр Лапин, друг Ляли Кузнецовой, в предисловии к её книге сравнивал серии о цыганах обоих мастеров:
«Фотографии Куделки более конкретны, более документальны, в них больше подробностей быта, описания жизненной среды. "Вот так, в таком доме живет эта семья", "в таких условиях эта", "а вот еще одна на пороге своего дома." Фотографа интересует, где спят эти люди ночью, чем накрыта кровать, что стоит на столе и что висит на стене цыганской комнаты. Отсюда такое трагическое ощущение от всей книги Куделки. Убогая, нищая жизнь, жизнь без просвета, освобождение только в смерти (две фотографии, которые завершают книгу Gypsies).

«В фотографиях Кузнецовой быта меньше, зато больше романтики, она снимает праздники, застолья. То есть жизнь столь же убога и страшна, но в этой жизни есть место освобождению от забот, есть минуты, когда герои Кузнецовой знают, для чего они живут - ведь они цыгане, они ни на кого не похожи, они знают какую-то тайну, которую мы, нецыгане, никогда не поймем.

«Возможно, цыгане в России, с ее необъятными просторами, действительно другие - кочевники и конокрады, гадальщицы и попрошайки. А может быть, от русских у них эта охота к перемене мест, пренебрежение к быту, бесшабашность и удальство.


«Еще одно принципиальное различие. Куделка часто помещает героев в центр кадра, его интересуют типажи, ситуация, подтекст происходящего. У него много симметричных композиций. Кузнецова в большинстве случаев строит кадр, собирая его по частям, по деталям. Ее интересует не только центр, не только сами герои, но и - что находится справа и слева от центра. То есть она берет кадр целиком. Кстати, словечко "взять" из ее лексикона - "это можно взять", говорит она, то есть сфотографировать. Она не позволяет себе "просто" сфотографировать что-то, ей необходима наполненность кадра, его пластическая энергия. Чаще всего Ляля уходит от симметрии, ее фотографии живые, более динамичные.

«И это совсем не упрек Йозефу Куделке, просто особенность его видения в 60-е годы. Тем более, что вершины своей фотографической зрелости Куделка достиг через 20 лет после своей цыганской серии, в своей великолепной книге Exiles.

«И наконец о том, что сближает Куделку и Кузнецову больше всего. Избранные их кадры, ради которых, собственно, и стоит жить фотографией, имеют больше общего, нежели различного. Есть много разных путей к вершине, однако, по мере приближения к ней пути эти все больше и больше сближаются, пока не сойдутся окончательно в одной точке. Но в случае, когда это не просто гора, а, скажем, Вершина Искусства, сама вершина становится недостижимой, а каждый шаг приближения к ней дается неимоверными усилиями, ценой всей жизни».


Фильм о Ляле Кузнецовой "Фотограф и его друзья"


Ляля Кузнецова рассказывает о своих фотопроектах


Ссылки:





"30 Day Photo" в соцсетях Facebook | ВКонтакте | Группа Facebook | Instagram | 500px | Виртуальные выставки | Pinterest | Twitter | Telegram.me


  • 1
Спасибо, Ирина) Очень интересно.
Разрозненно смотрела и читала. А вот в сравнении не приходилось.
А Лапин четко подметил, в чем у них различие)

  • 1