?

Log in

No account? Create an account
30DayPhoto white

30_day_photo


30 Дней Фотоприключений

Здесь мы учимся, придумываем, фотографируем


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Четыре шага к чёрно-белой фотографии
толстый кот
lotos_tea пишет в 30_day_photo

Первое, что хочется сказать - не существует универсального рецепта по созданию чёрно-белого изображения. Каждый снимок требует индивидуального подхода. Поэтому так сложно создать именно урок. Известно множество способов сделать из цветного снимка чёрно-белый и у каждого из них найдутся поклонники. Я расскажу о том способе, которым пользуюсь сама.

Когда-то я прочитала, что снимок должен быть черно-белым, кроме тех случаев, когда кадр явно выиграет от использования цвета. Можно соглашаться с этим утверждением или нет, но я каждую свою фотографию проверяю, будет ли она выглядеть лучше в цвете или в черно-белом варианте. К тому же, не отвлекаясь на цвет, можно лучше оценить композицию снимка, даже если в конце концов будет выбран цветной вариант.

На чёрно-белой фотографии хорошо видно формы и линии, большой акцент делается на ритмике, светотени и структуре. Диапазон удачной чёрно-белой фотографии – от черного цвета до чисто белого, включая всю гамму полутонов между ними. Серо-серые фотографии очень редко бывают выразительными. Поскольку влияние цвета на выразительность фотографии мы полностью исключаем, главными изобразительными средствами становятся тональность и контрастность.
Тональность изображения на фотографии определяется соотношением в нем черных, белых и серых полей. Для фотографии в стиле Low Key (тёмная тональность) характерно то, что большую часть изображения составляют темные, иногда совсем черные элементы, но большинство деталей хорошо различимы, а светлые участки всегда яркие и чистые. Промежуточные тона выражены слабо, темными участками тональной шкалы. Для фотографии в стиле High Key (светлая тональность) характерно то, что большую часть изображения составляют светло-серый и чисто-белый тона. Необходимым условием является присутствие хотя бы незначительных совершенно черных элементов, которые придают изображению необходимый тональный акцент. Фотография может быть и средней тональности, без ярко выраженных тёмных или светлых участков, но с обязательным присутствием и чёрного, и белого.

Контраст в чёрно-белой фотографии характеризует степень визуального различия между ее наиболее светлыми (яркими) и темными участками. Чем больше такое различие, тем более контрастным будет фото.
Собственно, к настройке тональности и контрастности и сводится обработка при создании чёрно-белой фотографии.

Шаг 1. Фотографируем

Какую фотографию выбрать для обработки в чёрно-белую? Практически любую. Мне кажется, точно не подходит для чёрно-белого только одно - это сюжет с близкими тонами и большим количеством деталей, от такого в глазах рябит. Но есть сюжеты, которые словно созданы для чёрно-белого:
- высококонтрастные, с небольшим количеством деталей;
- содержащие большое количество несогласующихся друг с другом цветов;
- графичные, главное в которых - рисунок, линии, свет и тень;
- скучные по цвету, почти монохромные (например, зимние пейзажи в пасмурный день).

Фотографировать сразу в чёрно-белом режиме или в цвете? "Если хотите получить хорошую ч/б фотографию, никогда не снимайте в ч/б режиме. Алгоритм перевода цветного изображения в монохромное, зашитый в вашу камеру — это, скорее всего, простое обесцвечивание. Самый топорный, не гибкий и разрушительный путь, который лишит вас огромного количества информации в кадре. Снимайте в цвете, а в ч/б переводите в графическом редакторе" - вот совет от Марка Подрабинека, известного фотографа, телеведущего и основателя фотошколы «Отдел кадров» (другие его замечательные советы по чёрно-белой фотографии можно прочитать здесь >>> ). Полностью согласна и всегда фотографирую в цвете, даже если уже уверена, что в конечном итоге хочу получить чёрно-белую фотографию.

Для примера обработки я выбрала вот эту фотографию:



В ней довольно много цветов, которые никак друг с другом не связаны, не рифмуются и не создают какого-то особого настроения. Смело от них избавимся - на мой взгляд, сюжет от этого только выиграет.

Шаг 2. Настраиваем тональность

Немного теории. Человеческий глаз воспринимает две вещи – интенсивность света и цвет. На чёрно-белом снимке цвет теряет свою главную характеристику - цветовой тон и из синего, зелёного, красного превращается в различные оттенки серого.



Так "видит" цвет фоторедактор при простом обесцвечивании или камера при съёмке в чёрно-белом режиме


Для глаза самым светлым является жёлтый цвет, а сине-фиолетовый оценивается как весьма тёмный. При простом обесцвечивании "светлые" цвета получаются более тёмными, чем они нам кажутся в действительности. А снимок теряет свою объёмность. Задача грамотной обработки, таким образом, воспроизвести цвета на снимке по светлоте такими же, какими мы их видим в жизни. В плёночной фотографии для этого использовались светофильтры. Светофильтр действует избирательно: одни лучи он полностью пропускает, другие частично задерживает, ослабляя их действие, третьи полностью поглощает. Следовательно, применяя светофильтры при съёмке, мы имеем возможность изменить на снимке светлоту ахроматических тонов, которыми в чёрно-белой фотографии передаются цвета реального мира, и тем приблизить изобржение к зрительному впечатлению, производимому объектом съёмки. В цифровой фотографии влияние светофильтров можно имитировать средствами обработки.

Применим в фотошопе к цветовому кругу корректирующий слой "Чёрно-белый" и посмотрим, как влияют на цвет разные цветные фильтры.

Синий фильтр


Красный фильтр


Жёлтый фильтр


Зелёный фильтр


Как видно из приведённых примеров, наиболее близко к тому, что мы видим в реальности, передаёт тональность зелёный фильтр. Им-то я и пользуюсь при обработке фотографий чаще всего. Но не всегда. Иногда для более тонкой настройки изображения приходится регулировать светлоту того или иного цвета вручную, учитывая характерные особенности каждого из фильтров.

Итак, начнём.
1. Откроем выбранную фотографию в Фотошопе. Кадрируем при необходимости, изменим размер.
2. Создадим корректирующий слой "Чёрно-белый", нажимая кнопку на панели Adjustments



или через меню: Layer-New Adjustment Layer-Black&White

Вот что мы получим в результате:



Видно, что изображение серое, не объёмное и не контрастное, однако, исходное изображение у нас тоже сохранилось - и дальше мы будем работать, по сути, с цветной картинкой, а изменения видеть на чёрно-белом изображении.

3. Переключимся на вкладку Properties (Свойства) и выберем пресет Green Filter (Зелёный фильтр):



Посмотрите, как перераспределились тона после применения фильтра:


На фотографии изменения всё ещё заметны слабо. Мы пока только задали направление изменениям - при дальнейшей обработке жёлтые тона будут передаваться более светлыми, синие - более тёмными.

Шаг 3. Настраиваем контрастность

Вторая задача обработки при переводе изображения в чёрно-белое - настройка его контрастности.

Можно использовать корректирующий слой "Яркость, Контраст", однако более тонкая настройка получается при использовании Кривых (Curves). В корректировке «Кривые» настраиваются точки во всем тональном диапазоне изображения. Первоначально тональность изображения представлена как прямая диагональная линия на графике.



При коррекции изображения в режиме RGB в верхнем правом углу графика представлены света, а в нижнем левом — тени.
Горизонтальная ось графика представляет входные значения (исходные значения изображения), а вертикальная ось представляет выходные значения (новые скорректированные значения).



По мере того, как на линии добавляются и перемещаются направляющие точки, меняется форма кривой, отражая корректировки изображения. Более крутые части кривой представляют области высокого контраста, а плоские части кривой представляют области низкого контраста. Перемещение точки в верхней части кривой позволяет скорректировать светлые участки; перемещая точку в центре кривой, вы корректируете средние тона; а перемещая точку внизу кривой, вы настраиваете тени. Очень подробно об использовании кривых можно почитать здесь>>>

Продолжим настройку нашей фотографии.
4. Добавим корректирующий слой Кривые



или через меню: Layer-New Adjustment Layer-Curves

5. Будем изменять кривую, добавляя и смещая направляющие точки так, чтобы максимально усилить объёмность изображения. Для этой фотографии потребовалось увеличить яркость светлых и средних тонов (обратите внимание - точка пересечения нашей кривой с диагональю смещена от центра в более "тёмную" сторону). Наиболее "крутая" область кривой так же смещена влево, в область более тёмных тонов. Точки белого и чёрного при этом оставим на своих местах.



Для других фотографий может потребоваться другая форма кривой!

Обратите внимание - кривая воздействует на цветное изображение. Если сейчас отключить чёрно-белый слой, мы увидим, насколько насыщеннее стали цвета исходной фотографии после изменения кривой.



Вот на этом этапе имеет смысл ещё раз вернуться к настройке чёрно-белого слоя (не забудьте включить его видимость, чтобы оценивать результат!). Сейчас уже не нужно что-то радикально изменять, но, возможно, захочется дополнительно осветлить или притемнить какие-то цвета, ведь насыщенность цветного изображения изменилась. Аккуратно и понемногу двигайте бегунки для каждого из цветов. Отменить действие, если вам не понравился результат, можно в меню Edit-Undo.

И, наконец, можно слить все слои: Layer-Merge Visible.
Основная работа закончена! На этом можно и остановиться. А можно пойти чуть дальше и добавить нашей фотографии настроения.

Шаг 4. Украшаем

Что ещё можно сделать?
Тонирование, добавление шума, виньетка, применение готовых фильтров - я называю это "бантики", вроде бы и без них хорошо, но всё же украшают. Главное здесь - не переборщить.

6. Добавим тонирование.
Тонирование можно добавить разными способами. Я пользуюсь Кривыми (да, это самый универсальный инструмент в Фотошопе и самый гибкий).

Создадим новый корректирующий слой Кривые: Layer-New Adjustment Layer-Curves. Когда мы настраивали контраст изображения, мы изменяли общую кривую RGB, которая влияет сразу на все цвета. Для тонирования выберем один из трёх каналов - Red (красный), Green (зелёный) или Blue (синий). Попробуйте смещать направляющие точки выше или ниже диагонали, чтобы получить разные оттенки. Попробуйте изменять не один, а два или даже все три канала - экспериментируйте!



Здесь кривая для синего канала построена так, чтобы придать жёлтый оттенок светлым тонам изображения и синий оттенок тёмным тонам. Регулировать насыщенность тонирования можно, изменяя прозрачность слоя. Помните - лучше недобор, чем перебор. Когда всё готово, сольём слои.

7. Добавим виньетку
Виньетка - затемнение по краям изображения. Для её добавления можно воспользоваться одним из способов, описанных вот в этом уроке >>>

Конечный результат:



Создание чёрно-белой фотографии - очень творческий процесс. Не получается все секреты и тонкости вместить в один урок. Задавайте вопросы, обязательно на все отвечу.
Удачи и вдохновения!
Метки: ,


  • 1
Объёмный какой урок. Полезный. Спасибо)

Надеюсь, пригодится ) Получилось больше философии, чем пошаговых инструкций, но так уж и есть в чёрно-белой фотографии.

Много-информационно! Просто шикарно. Начинаю тренироваться!
Спасибо, Лена, огромнейшее!

Надеюсь, будет полезно )
Я этому алгоритму не сразу пришла, но он 100% работает лучше, чем готовые пресеты, особенно на некоторых снимках, скажем так, почти бракованных. Хотела показать один пример обработки, когда фотографию буквально из небытия вытаскивала )) Но получилось и без того очень много.

Очень познавательно, доступно и со знанием дела изложено! Спасибо!

Дарья, спасибо, что читаете. Надеюсь, будет полезно. Способов разных множество, конечно, существует.

Надо попробовать!
Спасибо за урок, особенно за теорию)))

Буду рада, если пригодится! Удачных экспериментов :)

  • 1